ИСТОРИЯ
Свято-Успенского Жировичского монастыря











ИСТОРИЯ
Свято-Успенского Жировичского монастыря
Жировичская икона Божией Матери
История обретения

Весной 1470 года среди обширных лесов во владениях казначея Литовского княжества боярина Солтана в Жировичах была обретена икона, изображавшая Богоматерь с Младенцем.

Юные пастухи, пасшие стада боярина, зашли далеко в лес и там, в самой чаще, среди густых ветвей дикой груши увидели чудесное сияние, исходившее от маленькой иконы. Они с благоговением сняли образ с дерева и отнесли его в дом хозяина Солтана, рассказав ему о необыкновенных обстоятельствах удивительной находки.

Боярин же не обратил особого внимания на рассказ пастухов и безучастно положил обретенную икону в ларец. Лишь вечером, принимая гостей, он рассказал им о находке пастухов и захотел показать икону. Но, открыв ларец, он ее не нашел.

Жировичская икона Божией Матери
История обретения

Весной 1470 года среди обширных лесов во владениях казначея Литовского княжества боярина Солтана в Жировичах была обретена икона, изображавшая Богоматерь с Младенцем.

Юные пастухи, пасшие стада боярина, зашли далеко в лес и там, в самой чаще, среди густых ветвей дикой груши увидели чудесное сияние, исходившее от маленькой иконы. Они с благоговением сняли образ с дерева и отнесли его в дом хозяина Солтана, рассказав ему о необыкновенных обстоятельствах удивительной находки.

Боярин же не обратил особого внимания на рассказ пастухов и безучастно положил обретенную икону в ларец. Лишь вечером, принимая гостей, он рассказал им о находке пастухов и захотел показать икону. Но, открыв ларец, он ее не нашел.

На другой день пастухи опять заметили сияние на той же груше. Как и накануне, они отнесли ее боярину, который, уразумев чудо Божие, с благоговением принял святыню и тотчас посетил место ее явления. Помолившись, он дал обет Богу построить в Жировичах на месте явления образа храм в честь Пресвятой Богородицы.

Вскоре деревянный храм был построен, а весть о явлении образа Божией Матери быстро распространилась по окрестностям, привлекая множество богомольцев для поклонения. Многие так и оставались здесь. Одни обзаводились семьями под покровом Пречистой, другие же посвящали себя служению Богу.

История монастыря

В XVI веке владельцем имения Жировичи стал надворный маршалок Великого княжества Литовского Иван Александрович Солтан († ок. 1577), который построил на месте сгоревшего храма новую каменную церковь в честь Пресвятой Богородицы. При этом храме возник православный мужской монастырь.

В 1629 году в Жировичской обители началось строительство величественного Успенского собора, который впоследствии неоднократно перестраивался и реконструировался. Современный вид он обрел во второй половине XIX века.

История монастыря

В XVI веке владельцем имения Жировичи стал надворный маршалок Великого княжества Литовского Иван Александрович Солтан († ок. 1577), который построил на месте сгоревшего храма новую каменную церковь в честь Пресвятой Богородицы. При этом храме возник православный мужской монастырь.

В 1629 году в Жировичской обители началось строительство величественного Успенского собора, который впоследствии неоднократно перестраивался и реконструировался. Современный вид он обрел во второй половине XIX века.

ЛЕТОПИСЬ
Свято-Успенского Жировичского монастыря

1470 г.

1470 г.
Явление Чудотворной иконы Божией Матери
Строительство деревянного храма Пресвятой Богородицы под руководством боярина Александра Юрьевича Солтана.

1520 г.

1520 г.
Пожар | Исчезновение Жировичской иконы
В селении случился сильный пожар, уничтоживший почти все строения, в том числе и деревянный храм. В огне пожара исчезла Чудотворная икона.

1520 г.

1520 г.
Второе явление Чудотворной иконы Божией Матери
Возвращавшиеся из школы дети увидели неподалеку от пепелища сидящую на камне и окруженную сиянием Деву. Приведя родных и священника, вместо Нее они обнаружили на камне невредимую Жировичскую икону и горевшую перед ней свечу.
ЛЕТОПИСЬ
Свято-Успенского Жировичского монастыря

1470 г.

1470 г.
Явление Чудотворной иконы Божией Матери
Строительство деревянного храма Пресвятой Богородицы под руководством боярина Александра Юрьевича Солтана.

1520 г.

1520 г.
Пожар | Исчезновение Жировичской иконы
В селении случился сильный пожар, уничтоживший почти все строения, в том числе и деревянный храм. В огне пожара исчезла Чудотворная икона.

1520 г.

1520 г.
Второе явление Чудотворной иконы Божией Матери
Возвращавшиеся из школы дети увидели неподалеку от пепелища сидящую на камне и окруженную сиянием Деву. Приведя родных и священника, вместо Нее они обнаружили на камне невредимую Жировичскую икону и горевшую перед ней свечу.
ЧУДЕСА
ЧУДЕСА
Глубокая народная вера в возможность благодатной помощи от Пресвятой Девы, изливаемой чрез Жировичскую икону во все долгие века — со дня явления образа и до настоящего времени — никогда не оскудевала. Ибо и тогда, и теперь видим, как на глазах многих людей совершаются явления милосердия Царицы Небесной.
Глубокая народная вера в возможность благодатной помощи от Пресвятой Девы, изливаемой чрез Жировичскую икону во все долгие века — со дня явления образа и до настоящего времени — никогда не оскудевала. Ибо и тогда, и теперь видим, как на глазах многих людей совершаются явления милосердия Царицы Небесной.
Воскрешение умершей | XVI век
Девица Ирина Войнянка, единственная дочь благородных и богатых родителей, в цвете лет была одержима смертельным недугом. Призванные врачи не оказали помощи. Больная обратилась в полном убеждении веры со слезной молитвой к Божией Матери Жировичской. И вот умирающая видит во сне Богородицу, приказывающую ей отправиться в Жировичи. Между тем, к страданиям несчастной прибавились новые: у нее отнялись руки и ноги. По ее просьбе родители повезли умирающую дочь в Жировичи, но по дороге она скончалась. Безутешные родители привезли в Жировичи тело дочери для погребения. Когда над трехдневным трупом начали совершать чин погребения, умершая внезапно поднялась из гроба, поспешила к чудотворной иконе и, став пред ней на колени, стала изливать свое сердце в благодарной молитве. Потом вслух всем она рассказала, что Матерь Божия подошла к ее гробу, коснулась ног, рук и головы и приказала оставшиеся дни жизни посвятить в сане инокини Богу. Воскресшая повиновалась слову своей Жизнодательницы и постриглась в Пинском девичьем монастыре святой великомученицы Варвары [1]. Грамотой короля Стефана Батория 10 марта 1580 года была возведена в сан настоятельницы монастыря, где скончалась в старости.


[1] Ныне Пинский Свято-Варваринский женский монастырь Пинской епархии Белорусской Православной Церкви.
Вразумление кощунников | 1618 год
Некто Христофор Голяндер-Рамптун, приехавший из Слонима в Жировичи, со своей женой и обходя кругом камень, на котором явилась Божия Матерь, в шутливом тоне говорил своей жене: «Возможно ли, чтобы на этом камне сидела Пречистая Дева, как об этом рассказывают люди?». Затем облокотился руками в перчатках о то место камня, на котором явственно заметно было изображение длани и пальцев Богоматери, немедленно почувствовал сильную боль в своих руках и, снявши перчатки, увидел свои руки пожелтевшими и как бы усохшими. В течение семи дней болезнь приняла опасное направление и не поддавалась лечению. Из ложного стыда, зная причину такой страшной болезни, он ни перед кем не сознался в своей вине, но сама жена его вспомнила кощунственное поведение своего мужа в Жировичах, и он же, сознав свой тяжкий грех, снова отправляется, уже пешком, из Слонима в Жировичи. Долго со слезами молился у камня Пречистой Богоматери, отслужил заказную Литургию, снова с раскаянием приложился к камню, раздал много милостыни и в тот же день получил совершенное выздоровление. А на память об этом повесили на стене в церкви изваяние руки, сделанное из воска. Об этом теперь сам заявил, переселившись из Слонима ближе к Жировичам – в имение Шиловичи.

Одна христианка – кальвинка, ближайшая родственница помещика Езерского из Волковыского уезда – старого, больного глазами, будучи в Жировичах, более из любопытства нежели по религиозному влечению души, проходя мимо сего камня, не только насмехалась, но, как свойственно всем еретикам, оскорбляла святые иконы церковные и, стоя у камня, произносила разные бесстыдные слова, наконец села на камне и, положив на нем свои руки, сказала: «Вот тут ваша Мария сидела». Сказав эти слова, сейчас же познала на себе страшный гнев Божий: рука ее тотчас же покрылась струпьями, опухла, и несчастная, не сознав своей вины (тоже из ложного стыда), в ужасных угрызениях совести отошла на тот свет.
Выздоровление на смертном одре | 1637 г.
28 августа. Помещик Ошмянского уезда Владислав Мерла, имея полугодовалую дочь Софию, лежавшую на смертном одре (так что для нее заказан был уже и гробик) дал обет, если Господь смилуется над его дочерью, отвезти ее в Жировичи на поклонение. В эту самую минуту, ко всеобщему удив­лению домашних, она выздоровела, о чем он сам заявил и на письме заверил совершившееся в его доме чудо.
Прозрение слепой | 1637 г.
5 октября. Варвара Александровна Керсновская-Яцинич из Слонимского уезда, имела пятилетнюю дочь Анну, которая заболела оспой и совсем потеряла зрение. Как только отправилась на богомолье в Жировичи, дочь ее прозрела.
Воскрешение умершей | XVI век
Девица Ирина Войнянка, единственная дочь благородных и богатых родителей, в цвете лет была одержима смертельным недугом. Призванные врачи не оказали помощи. Больная обратилась в полном убеждении веры со слезной молитвой к Божией Матери Жировичской. И вот умирающая видит во сне Богородицу, приказывающую ей отправиться в Жировичи. Между тем, к страданиям несчастной прибавились новые: у нее отнялись руки и ноги. По ее просьбе родители повезли умирающую дочь в Жировичи, но по дороге она скончалась. Безутешные родители привезли в Жировичи тело дочери для погребения. Когда над трехдневным трупом начали совершать чин погребения, умершая внезапно поднялась из гроба, поспешила к чудотворной иконе и, став пред ней на колени, стала изливать свое сердце в благодарной молитве. Потом вслух всем она рассказала, что Матерь Божия подошла к ее гробу, коснулась ног, рук и головы и приказала оставшиеся дни жизни посвятить в сане инокини Богу. Воскресшая повиновалась слову своей Жизнодательницы и постриглась в Пинском девичьем монастыре святой великомученицы Варвары [1]. Грамотой короля Стефана Батория 10 марта 1580 года была возведена в сан настоятельницы монастыря, где скончалась в старости.


[1] Ныне Пинский Свято-Варваринский женский монастырь Пинской епархии Белорусской Православной Церкви.
Вразумление кощунников | 1618 год
Некто Христофор Голяндер-Рамптун, приехавший из Слонима в Жировичи, со своей женой и обходя кругом камень, на котором явилась Божия Матерь, в шутливом тоне говорил своей жене: «Возможно ли, чтобы на этом камне сидела Пречистая Дева, как об этом рассказывают люди?». Затем облокотился руками в перчатках о то место камня, на котором явственно заметно было изображение длани и пальцев Богоматери, немедленно почувствовал сильную боль в своих руках и, снявши перчатки, увидел свои руки пожелтевшими и как бы усохшими. В течение семи дней болезнь приняла опасное направление и не поддавалась лечению. Из ложного стыда, зная причину такой страшной болезни, он ни перед кем не сознался в своей вине, но сама жена его вспомнила кощунственное поведение своего мужа в Жировичах, и он же, сознав свой тяжкий грех, снова отправляется, уже пешком, из Слонима в Жировичи. Долго со слезами молился у камня Пречистой Богоматери, отслужил заказную Литургию, снова с раскаянием приложился к камню, раздал много милостыни и в тот же день получил совершенное выздоровление. А на память об этом повесили на стене в церкви изваяние руки, сделанное из воска. Об этом теперь сам заявил, переселившись из Слонима ближе к Жировичам – в имение Шиловичи.

Одна христианка – кальвинка, ближайшая родственница помещика Езерского из Волковыского уезда – старого, больного глазами, будучи в Жировичах, более из любопытства нежели по религиозному влечению души, проходя мимо сего камня, не только насмехалась, но, как свойственно всем еретикам, оскорбляла святые иконы церковные и, стоя у камня, произносила разные бесстыдные слова, наконец села на камне и, положив на нем свои руки, сказала: «Вот тут ваша Мария сидела». Сказав эти слова, сейчас же познала на себе страшный гнев Божий: рука ее тотчас же покрылась струпьями, опухла, и несчастная, не сознав своей вины (тоже из ложного стыда), в ужасных угрызениях совести отошла на тот свет.
Выздоровление на смертном одре | 1637 г.
28 августа. Помещик Ошмянского уезда Владислав Мерла, имея полугодовалую дочь Софию, лежавшую на смертном одре (так что для нее заказан был уже и гробик) дал обет, если Господь смилуется над его дочерью, отвезти ее в Жировичи на поклонение. В эту самую минуту, ко всеобщему удив­лению домашних, она выздоровела, о чем он сам заявил и на письме заверил совершившееся в его доме чудо.
Прозрение слепой | 1637 г.
5 октября. Варвара Александровна Керсновская-Яцинич из Слонимского уезда, имела пятилетнюю дочь Анну, которая заболела оспой и совсем потеряла зрение. Как только отправилась на богомолье в Жировичи, дочь ее прозрела.
Преподобномученик Серафим, архимандрит Жировичский
Трагическим оказался для нас минувший век. Гонения, которые обрушились на Церковь, по силе и масштабу сравнимы, разве что, с временами первых веков христианства. На необозримых про­сторах российских взошли на свою Голгофу сотни тысяч безвинных стра­дальцев и исповедников. Они приняли мученическую кончину за слово Божие и за свидетельство, которое они имели (Откр. 6,9).

Одним из верных Христовых чад был преподобномученик Серафим, архимандрит Жировичский, уроженец села Великое Подлесье Ляховичского района Брестской области.
Преподобномученик Серафим, архимандрит Жировичский
Трагическим оказался для нас минувший век. Гонения, которые обрушились на Церковь, по силе и масштабу сравнимы, разве что, с временами первых веков христианства. На необозримых про­сторах российских взошли на свою Голгофу сотни тысяч безвинных стра­дальцев и исповедников. Они приняли мученическую кончину за слово Божие и за свидетельство, которое они имели (Откр. 6,9).

Одним из верных Христовых чад был преподобномученик Серафим, архимандрит Жировичский, уроженец села Великое Подлесье Ляховичского района Брестской области.
Made on
Tilda