ИСТОРИЯ
Свято-Успенского Жировичского монастыря
Жировичская икона Божией Матери
История обретения

Весной 1470 года среди обширных лесов во владениях казначея Литовского княжества боярина Солтана в Жировичах была обретена икона, изображавшая Богоматерь с Младенцем.

Юные пастухи, пасшие стада боярина, зашли далеко в лес и там, в самой чаще, среди густых ветвей дикой груши увидели чудесное сияние, исходившее от маленькой иконы. Они с благоговением сняли образ с дерева и отнесли его в дом хозяина Солтана, рассказав ему о необыкновенных обстоятельствах удивительной находки.

Боярин же не обратил особого внимания на рассказ пастухов и безучастно положил обретенную икону в ларец. Лишь вечером, принимая гостей, он рассказал им о находке пастухов и захотел показать икону. Но, открыв ларец, он ее не нашел.

На другой день пастухи опять заметили сияние на той же груше. Как и накануне, они отнесли ее боярину, который, уразумев чудо Божие, с благоговением принял святыню и тотчас посетил место ее явления. Помолившись, он дал обет Богу построить в Жировичах на месте явления образа храм в честь Пресвятой Богородицы.
Вскоре деревянный храм был построен, а весть о явлении образа Божией Матери быстро распространилась по окрестностям, привлекая множество богомольцев для поклонения. Многие так и оставались здесь. Одни обзаводились семьями под покровом Пречистой, другие же посвящали себя служению Богу.
История монастыря

В XVI веке владельцем имения Жировичи стал надворный маршалок Великого княжества Литовского Иван Александрович Солтан († ок. 1577), который построил на месте сгоревшего храма новую каменную церковь в честь Пресвятой Богородицы. При этом храме возник православный мужской монастырь.

В 1629 году в Жировичской обители началось строительство величественного Успенского собора, который впоследствии неоднократно перестраивался и реконструировался. Современный вид он обрел во второй половине XIX века.

ЛЕТОПИСЬ
Свято-Успенского Жировичского монастыря

1470 г.

1470 г.
Явление Чудотворной иконы Божией Матери
Строительство деревянного храма Пресвятой Богородицы под руководством боярина Александра Юрьевича Солтана.

1520 г.

1520 г.
Пожар | Исчезновение Жировичской иконы
В селении случился сильный пожар, уничтоживший почти все строения, в том числе и деревянный храм. В огне пожара исчезла Чудотворная икона.

1520 г.

1520 г.
Второе явление Чудотворной иконы Божией Матери
Возвращавшиеся из школы дети увидели неподалеку от пепелища сидящую на камне и окруженную сиянием Деву. Приведя родных и священника, вместо Нее они обнаружили на камне невредимую Жировичскую икону и горевшую перед ней свечу.
ЧУДЕСА
Глубокая народная вера в возможность благодатной помощи от Пресвятой Девы, изливаемой чрез Жировичскую икону во все долгие века — со дня явления образа и до настоящего времени — никогда не оскудевала. Ибо и тогда, и теперь видим, как на глазах многих людей совершаются явления милосердия Царицы Небесной.
Воскрешение умершей | XVI век
Девица Ирина Войнянка, единственная дочь благородных и богатых родителей, в цвете лет была одержима смертельным недугом. Призванные врачи не оказали помощи. Больная обратилась в полном убеждении веры со слезной молитвой к Божией Матери Жировичской. И вот умирающая видит во сне Богородицу, приказывающую ей отправиться в Жировичи. Между тем, к страданиям несчастной прибавились новые: у нее отнялись руки и ноги. По ее просьбе родители повезли умирающую дочь в Жировичи, но по дороге она скончалась. Безутешные родители привезли в Жировичи тело дочери для погребения. Когда над трехдневным трупом начали совершать чин погребения, умершая внезапно поднялась из гроба, поспешила к чудотворной иконе и, став пред ней на колени, стала изливать свое сердце в благодарной молитве. Потом вслух всем она рассказала, что Матерь Божия подошла к ее гробу, коснулась ног, рук и головы и приказала оставшиеся дни жизни посвятить в сане инокини Богу. Воскресшая повиновалась слову своей Жизнодательницы и постриглась в Пинском девичьем монастыре святой великомученицы Варвары [1]. Грамотой короля Стефана Батория 10 марта 1580 года была возведена в сан настоятельницы монастыря, где скончалась в старости.


[1] Ныне Пинский Свято-Варваринский женский монастырь Пинской епархии Белорусской Православной Церкви.
Вразумление кощунников | 1618 год
Некто Христофор Голяндер-Рамптун, приехавший из Слонима в Жировичи, со своей женой и обходя кругом камень, на котором явилась Божия Матерь, в шутливом тоне говорил своей жене: «Возможно ли, чтобы на этом камне сидела Пречистая Дева, как об этом рассказывают люди?». Затем облокотился руками в перчатках о то место камня, на котором явственно заметно было изображение длани и пальцев Богоматери, немедленно почувствовал сильную боль в своих руках и, снявши перчатки, увидел свои руки пожелтевшими и как бы усохшими. В течение семи дней болезнь приняла опасное направление и не поддавалась лечению. Из ложного стыда, зная причину такой страшной болезни, он ни перед кем не сознался в своей вине, но сама жена его вспомнила кощунственное поведение своего мужа в Жировичах, и он же, сознав свой тяжкий грех, снова отправляется, уже пешком, из Слонима в Жировичи. Долго со слезами молился у камня Пречистой Богоматери, отслужил заказную Литургию, снова с раскаянием приложился к камню, раздал много милостыни и в тот же день получил совершенное выздоровление. А на память об этом повесили на стене в церкви изваяние руки, сделанное из воска. Об этом теперь сам заявил, переселившись из Слонима ближе к Жировичам – в имение Шиловичи.

Одна христианка – кальвинка, ближайшая родственница помещика Езерского из Волковыского уезда – старого, больного глазами, будучи в Жировичах, более из любопытства нежели по религиозному влечению души, проходя мимо сего камня, не только насмехалась, но, как свойственно всем еретикам, оскорбляла святые иконы церковные и, стоя у камня, произносила разные бесстыдные слова, наконец села на камне и, положив на нем свои руки, сказала: «Вот тут ваша Мария сидела». Сказав эти слова, сейчас же познала на себе страшный гнев Божий: рука ее тотчас же покрылась струпьями, опухла, и несчастная, не сознав своей вины (тоже из ложного стыда), в ужасных угрызениях совести отошла на тот свет.
Выздоровление на смертном одре | 1637 г.
28 августа. Помещик Ошмянского уезда Владислав Мерла, имея полугодовалую дочь Софию, лежавшую на смертном одре (так что для нее заказан был уже и гробик) дал обет, если Господь смилуется над его дочерью, отвезти ее в Жировичи на поклонение. В эту самую минуту, ко всеобщему удив­лению домашних, она выздоровела, о чем он сам заявил и на письме заверил совершившееся в его доме чудо.
Прозрение слепой | 1637 г.
5 октября. Варвара Александровна Керсновская-Яцинич из Слонимского уезда, имела пятилетнюю дочь Анну, которая заболела оспой и совсем потеряла зрение. Как только отправилась на богомолье в Жировичи, дочь ее прозрела.
Преподобномученик Серафим, архимандрит Жировичский
Трагическим оказался для нас минувший век. Гонения, которые обрушились на Церковь, по силе и масштабу сравнимы, разве что, с временами первых веков христианства. На необозримых про­сторах российских взошли на свою Голгофу сотни тысяч безвинных стра­дальцев и исповедников. Они приняли мученическую кончину за слово Божие и за свидетельство, которое они имели (Откр. 6,9).

Одним из верных Христовых чад был преподобномученик Серафим, архимандрит Жировичский, уроженец села Великое Подлесье Ляховичского района Брестской области.
Made on
Tilda