— Царскую семью канонизировали не за то, что они были убиты, но потому, что они приняли муку со смирением, по-христиански, без озлобления. Это была удивительная семья, в которой царили любовь и духовное единство. Вера заключенных Царской четы и их чад давала им силу и терпение в страданиях. Все они понимали возможность скорой смерти, но, будучи практически в полной изоляции от внешнего мира, окруженные далеко не доброжелательными охранниками, узники Ипатьевского дома проявили удивительное благородство и ясность духа. Даже грубые стражи были удивлены их простотой, поражены душевной красотой пленников.
Убийство Царственных страстотерпцев поражает своей воистину бесовской ненавистью и жестокостью, и иначе, как расправа зла с Богом установленным порядком жизни православного народа, восприниматься не может.
Представьте, какие нужно было иметь веру и мужество, чтобы не воспользоваться предложениями о бегстве за границу, уехать в безопасное место с надежной охраной — а ведь такая возможность предоставлялась неоднократно. Государь не хотел поступать по своей воле и разумению. Еще в 1906 году, во время Кронштадтского мятежа он сказал: «Моя собственная судьба и судьба моей семьи — в руках Господа. Что бы ни случилось, я склоняюсь перед Его волей».
Сила императора Николая II была в вере, смирении, поиске благодатного пути по воле Божией. Известно, что Государь построил множество храмов и монастырей, он, Государыня и их дети регулярно причащались Святых Христовых Таин, а в заключении постоянно молились и по-христиански достойно готовились к своей мученической участи. За три дня до смерти охрана разрешила священнику совершить Божественную Литургию в Ипатьевском доме, за которой все члены Царской семьи причастились.
Новомученики и исповедники Церкви Русской являются нашей надеждой на милость Господню. Это наши предки, наши корни, которые питают нас благодатью Божией. Без молитвенной связи с ними, без сохранения памяти о них и стремления подражать их вере и терпению мы омертвеем духовно.