храм обители
Успенский собор
Главный храм монастыря – Успенский собор, (возведение которого, начатое в 1613 г., было завершено в 1760 г.,) соединил в себе черты барокко, рококо и классицизма. Его высота – около 40 м., длина – 55 м.

Главный престол собора освящен в честь Успения Пресвятой Богородицы.
Успенский собор имеет два боковых придела: правый – в честь Покрова Пресвятой Богородицы и левый – в честь Рождества Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.
Престольные праздники:
28 августа – Успение Божией Матери
14 октября
– Покров Пресвятой Богородицы – храмовый праздник Покровского придела
7 июля – Рождество Св. Иоанна Предтечи – храмовый праздник Предтеченского придела
Свято-Успенский собор, являющийся главным храмом обители, был построен в 1613 — 1650 гг. (по другим источникам, в 1628 — 1644 гг.). Фундатором (спонсором) выступил владелец Жирович Иван Мелешко, кастелян смоленский, а деньги на внутреннюю отделку собора пожертвовал канцлер ВКЛ Лев Сапега.

Успенский собор — величественный и большой храм. Его высота — около 40 м., длина — 55 м. Он сочетает в себе такие стили, как барокко и классицизма, а также черты византийской (базиличной) церковной архитектуры. Не всегда собор выглядел так, как сегодня. Первоначальный план, очевидно, был так и не реализован: остались, например, неоконченными две башни на главном фасаде. Как свидетельствуют источники, собор был поврежден войсками Богдана Хмельницкого в 1655 году; потом ремонтировался и перестраивался.

В 1821 г. была начата реконструкция собора, при этом башни были разобраны, внешняя отделка выполнена в стиле позднего классицизма. Окончательно работы над собором были завершены при ремонте 1867 г. Собор также был поврежден во время военных действий в Первую мировую войну. Интересным фактом является и то, что за годы уже Второй мировой войны ни одно из строений монастыря не пострадало от бомбежек и обстрелов.

Старожилы рассказывали, что перед входом в собор долгое время можно было видеть огромную воронку от бомбы, но в куполе собора не было ни одной пробоины. Под зданием находились большие подвалы, где в 17 — 18 столетиях размещалась братская усыпальница; здесь же были похоронены многие знатные люди своего времени. В первой половине 19 в. эта усыпальница была замурована, а умерших монахов стали хоронить на братском кладбище.

Храм строился в эпоху расцвета белорусского храмового зодчества, стиля барокко. Несмотря на перестройки и изменения внешнего облика, внутри Свято-Успенский собор сохранил свое барочное архитектурное убранство. Исследователи полагают, что в первоначальном виде собор мог иметь трехглавое завершение и центрическую планировку, что роднит его с современными по времени строительства православными Богоявленским собором в Могилеве и Благовещенским собором в Супрасле. Первоначально храм имел только центральный иконостас, который хорошо сохранился до нашего времени. В 1779 г. для росписи этого иконостаса, а также иконостаса Явленской церкви был приглашен мастер Григорий Медведский. Иконостас собора выполнен в характерной барочной манере. Привлекают внимание иконы апостолов, центральный образ «Спас Вседержитель» в серебряном окладе. Боковые иконостасы по времени относятся к ремонту храма в 60-х гг. XIX столетия, равно как и серебряные ризы на образах. На стенах храма сохранились росписи разного времени. Так в плафоне (под куполом) можно видеть изображения четырёх евангелистов, относящиеся к 18 столетию. Росписи на столбах и стенах, выполнены в послевоенное время, изображают наиболее чтимых святых, в том числе белорусских, а также большие церковные праздники.
Made on
Tilda