6 сентября
Память преподобномученика Серафима, архимандрита Жировичского
Трагическим оказался для нас минувший век. Гонения, которые обрушились на Церковь, по силе и масштабу сравнимы, разве что, с временами первых веков христианства. На необозримых про­сторах российских взошли на свою Голгофу сотни тысяч безвинных стра­дальцев и исповедников. Они приняли мученическую кончину за слово Божие и за свидетельство, которое они имели (Откр. 6,9). В Соборе новомучеников Российских – епископы и священники, монахи и миряне, муж­чины и женщины, старцы и младенцы. Они не только сами засвидетельст­вовали свою веру кровью, но и укрепляли малодушных, молились о своих мучителях. Своим исповедническим подвигом они в который раз в исто­рии засвидетельствовали, что врата ада не одолеют Церковь Христову (Мф.16,18).

Одним из верных Христовых чад был преподобномученик Серафим, архимандрит Жировичский, уроженец села Великое Подлесье Ляховичского района Брестской области.
ЖИТИЕ
Родился отец Серафим (в миру – Роман Романович Шахмуть) в 1901 году в крестьянской семье. Отца звали Роман, мать – Елена. Помимо Романа, были два брата — Григорий и Сергий.

Мальчик рос в послушании у родителей и помогал по дому. В воскресные и праздничные дни всегда прилежно посещал богослужения в достаточно древней, Подлесской Свято-Духовской церкви, основанной после явления чудотворной иконы Божией Матери «Подлесская». Чудотворный образ Богородицы, обретённый на камне, и по сей день находится в храме.

В 1915 году умер глава семьи, и все заботы по воспитанию детей легли на плечи матери, но, несмотря на тяжелое материальное положение, Роман Шахмуть заканчивает в своё время двухклассное Ляховичское народное училище. Здесь он посещал Свято-Крестовоздвиженскую церковь, где получал духовное окормление и утешение.

25 июня 1922 года, чувствуя в себе монашеское призвание, Роман отправился в Свято-Успенский Жировичский монастырь, где настоятельствовал архимандрит Тихон (Шарапов). 1 апреля 1923 года Роман Шахмуть пострижен в монашество с именем Серафим. В монастыре нёс клиросное послушание, так как обладал хорошим голосом и музыкальным слухом.

В 1926 году его рукоположили в иеродиакона.

В 1930-х годах иеродиакона Серафима рукополагают в иеромонахи. В это же время он сходится с опальным архиереем Пантелеимоном, оказавшим на о.Серафима значительное влияние, особенно в духовной жизни последнего.

В августе 1941 года по благословению архиепископа Пантелеимона архимандрит Серафим и иерей Григорий Кударенко покинули Жировичский Свято-Успенский монастырь и выехали в направлении Минска. Им было поручено заняться организацией церковно-приходской жизни там, где она была разрушена в довоенный период.
Архимандрит Серафим (Шахмуть) и иерей Григорий (Кударенко)
По родному краю миссионеры путешествовали на лошадях, чтобы охватить своей проповедью как можно больше населённых пунктов. В каждом селении они собирали среди верующих прошения на имя Владыки Пантелеимона с просьбой об открытии приходских храмов. Везде, где только были они, совершали богослужения, осматривали сохранившиеся церкви, избирали строительные комитеты для их ремонта, крестили детей, отпевали умерших, неустанно проповедовали.

На Вербное Воскресенье они приехали в город Сенно, где совершили первое богослужение, на котором присутствовало свыше 1000 молящихся. Там же было крещено более 200 детей, как и в ряде других мест, через которые лежал путь отцов-миссионеров.
Иеромонах Серафим (Шахмуть) с прихожанами с. Курашево
Архив Жировичского монастыря
Накануне праздника Святой Пасхи о. Серафим и о. Григорий прибыли в Витебск и остановились в Казанской церкви в Марковщине, где их так же исключительно радостно приняли прихожане. Там у них состоялась беседа с редакцией газеты «Новый путь», в которой миссионеры поделились своими впечатлениями от своего трёхмесячного путешествия из Минска в Витебск. Они сообщили, что во всех церквях их встречали исключительно радостно, повсюду чувствовалось, что народ нуждается в духовной помощи Церкви после многих лет безбожного большевистского господства.

В редакцию вышеуказанной газеты впоследствии о.Серафимом была написана краткая корреспонденция, в которой говорилось, что
Народ энергично очищает храмы от колхозного зерна, а переделанные под клубы и театры церкви — от мебели и мусора...

Народ в открываемые церкви несёт сохраненные у себя ризы, кресты, Евангелия, Антиминсы и церковные принадлежности, помогает ремонтировать церкви, посещает их, молится, крестит детей и просит отпеть ранее усопших отцов и матерей, которые были похоронены без напутствия и погребения...

Церкви посещают даже молодёжь и дети. Храмы в большие праздники переполнены до отказа.
Недалеко от Гомеля, в Ченках, проповедники открыли женский монастырь, собрав 30 сестёр, из которых выбрали игуменьей монахиню Поликсению. Архимандрит Серафим совершил постриг в рясофор Манефы Скопичевой. Монастырь просуществовал недолго, лишь до сентября 1943 года.

Везде, где побывал о.Серафим, собирались материалы о тех преследованиях, которым подвергалась Православная Церковь Беларуси в довоенный период. Он явился первым летописцем тех страданий, которые претерпели служители церкви в период большевистского террора, основываясь на живых воспоминаниях очевидцев.

Во время путешествий проповедникам доводилось бывать в самых разных ситуациях, иногда казалось бы безвыходных. Так, в одном из городов у о. Серафима в паховой области образовался абсцесс. Болезнь прогрессировала, врач сказал, что ничем помочь не может. Но однажды о. Серафим услышал голос, повелевавший ему перейти из спальни, где он находился, на кухню и позвать к себе друга о. Григория. Через мгновение, как только они оказались на кухне, в дом, в котором находились, попала бомба и осколком вскрыло абсцесс больного, гной вытек, а спустя некоторое время о.Серафим совершенно выздоровел.

Возвратившись в Минск, о. Серафим и о. Григорий стали служить в открытой ими Свято-Духовской церкви. Открытие храма было торжественным. При храме возобновилась деятельность монастыря, для которого из исторического музея возвратили книги, необходимые для богослужения. Архимандрит Серафим имел пастырское попечение над больницами города, инвалидными домами, детскими приютами.
Вид храма в годы Великой Отечественной войны (1941-1943 гг.).
В июне 1944 года проповедники переехали из Минска в Гродно, где ходили по лазаретам, проповедовали, причащали раненых. Шестого сентября их и арестовали. Пять дней длился допрос на месте, затем арестованных перевезли в минскую тюрьму.

Здоровье батюшки в тюрьме оказалось сильно подорванным, и в письмах просил прислать для лечения сухих ягод и чеснока. Одну из посылок он получил и благодарил. А вот далее наступило молчание…

Из протоколов допроса известно, что им предъявили обвинения в сотрудничестве с СД и в прочих совершенно надуманных преступлениях. На самом же деле они были арестованы за свою подвижническую миссионерскую деятельность в годы оккупации. Неслучайно во время следствия именно этому аспекту их деятельности уделялось особо пристальное внимание.

На допросах осуждённые держались мужественно, не скрывая от следствия своих взглядов. Отец Серафим на вопрос о том, что он говорил во время проповеди, когда ездил по Белоруссии, отвечал, что часто обращался к народу примерно со следующими словами:
«Россия была верующая, верили наши предки, деды, прадеды, отцы и теперь мы вновь заживём счастливо через веру. Нехорошо, что безбожники закрывали наши святыни, что ваши отцы и матери умирали без напутствия Святых Тайн и хоронились без священника, а дети росли некрещёнными и не венчались».
Такие проповеди, по свидетельству отца Серафима, произносились и отцом Григорием часто и повсеместно. Никому неизвестно, что пришлось пережить на допросах арестованным. Вот выдержка из допроса о. Серафима, состоявшаяся 5 декабря 1944 года:
Вопрос:
Вам сейчас предоставляется полная возможность рассказать о своей принадлежности к немецким контрреволюционным органам. Рассказывайте.
Ответ:
Агентом немецких контрреволюционных органов я никогда не был.
Вопрос:
Ваши показания неправдивы. Вы всё время скрываете, что являлись агентом немецкой контрразведки.
Ответ:
Мои показания правдивы. Агентом немецкой контрразведки я не являлся.
Вопрос
Вторично предлагаю вам рассказать о своих связях с немецкими контрразведывательными органами.
Ответ
О своих связях с органами я рассказал всё. Других показаний по этому вопросу дать не могу.
Допрос этот, как указано в протоколе, начался в 13:00 и закончился в 16:15, продолжался 3 часа 15 минут. В протоколе записано лишь вышеуказанное. Нетрудно представить, что скрывалось за белыми пятнами протокола. Следствие продолжалось 10 месяцев, так ничего не выяснив из деятельности проповедников.

Особым совещанием при Народном Комиссариате Внутренних Дел СССР 7 июля 1945 года обоим был вынесен приговор о лишении свободы сроком на 5 лет с пребыванием в концлагере. Их отправили в лагеря Горьковской области. Писем от отца Серафима никто уже больше не получал. После недолгих раздумий всем стало понятно, что горячо любимого ими человека больше никто не увидит.

По официальным данным он скончался от сердечной недостаточности. Что же произошло на самом деле — для нас пока Господом сокрыто.

Впрочем, по рассказу инокини Георгии (Галина Константиновна Клышевич), а ей это передал сподвижник преподобномученика отец Григорий Кударенко, отбывавший срок недалеко от места заключения отца Серафима, батюшка и там вёл проповедническую деятельность, за что был на особом счету у лагерного начальства. Его привязали к двум машинам, после чего те разъехались в разные стороны…

«Честна пред Господом смерть преподобных Его».
28 октября 1999 года Священным Синодом Белорусской Православной Церкви по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II архимандрит Серафим Шахмуть был причислен к лику 23 местночтимых святых новомучеников земли Белорусской, а в августе 2000 года Архиерейским Собором Русской Православной Церкви прославлен в соборе новомучеников и исповедников Российских ХХ века.
«Светильник веры во обители Жировицстей явился еси, верныя ко спасению наставивый, мужественно Христа исповедал еси, за Него же и душу свою положил еси. Преподобномучениче Серафиме, моли Христа Бога спастися душам нашим».
Акафист
Кондак 1

Избранный молитвенниче Белорусския земли, обители Жировицкия новый покровителю, ревностный Евангелия проповедниче и славный страстотерпче, похвальное пение приносим ти, отче Серафиме! Ты же, яко имеяй дерзновение ко Господу, поспеши на помощь, нам верою тя призывающим и вопиющим: Радуйся, преподобномучениче Серафиме, молнитвенниче о душах наших.

Икос 1

Ангелов Творец избра тя, отче, да житием твоим прославиши имя Всесвятыя Троицы. Мы же, взирая на подвиги и мученическую кончину твою, со умилением поем ти таковая:

Радуйся, измлада Христа возлюбивый,

Радуйся, за Него душу свою положивый.

Радуйся, избранный сосуде благодати Божия,

Радуйся, Ангелов достойный сожителю.

Радуйся, родителей добронравных Романа и Елены сыне благочестивый,

Радуйся, земли Белорусския духовное сокровище.

Радуйся, обители Жировицкия славо и украшение,

Радуйся, древней Ляховщины упование и ограждение.

Радуйся, преподобномучениче Серафиме,

молитвенниче о душах наших.

Кондак 2

Видя Господь чистоту сердца твоего, всели тя во обитель Жировицкую, идеже пред чудотворным образом Матери Его непрестанно взывал еси: Аллилуиа.

Икос 2

Разум имеяй от Бога просвещенный, избрал еси путь равноангельнаго жития и был еси воистину монах честнейший, отрешивыйся мира суетнаго. Мы же, подражати ти дерзающе, вопием сице:

Радуйся, издетска церковь Подлесскую возлюбивый,

Радуйся, от юности тесный путь иноческий избравый.

Радуйся, в кротости и смирении покой душевный обретый,

Радуйся, истинное послушание явивый.

Радуйся во иночестве имя огненное восприявый,

Радуйся, любовию ко Господу пламеневый.

Радуйся, веру твердую чрез Подлесский чудотворный образ Божией Матери укрепивый,

Радуйся, преподобномучениче Серафиме,

молитвенниче о душах наших.

Кондак 3

Силою Божиею укрепляемый, отче Серафиме, вся послу­шания монашеския добре проходил еси, и добродетели стя­жал еси, приносяй Богу хвалебную песнь: Аллилуиа.

Икос 3

Имеяй любовь к благолепию службы церковныя, усердно возносил еси славословия Богу, отче Серафиме. Научи и нас, подражая ангелом, воспевати тебе таковая:

Радуйся, благочиния церковного строгий блюстителю,

Радуйся, псалмопения Божественнаго смиренный учителю.

Радуйся, свеща, пред Престолом Божиим возженная,

Радуйся, научаяй и нас со усердием славословити Творца.

Радуйся, пред образом Богородицы возносивый благоговейная моления,

Радуйся, выну прибегавый под Ея благодатный покров.

Радуйся, николиже лишенный Ея предстательства,

Радуйся, и нас подвизаяй со уповднием Ей молитися.

Радуйся, преподобномучениче Серафиме,

молитвенниче о душах наших.

Кондак 4

Бурю помышлений побеждая благодатию Божиею, постом и молитвою на страсти плотския вооружился еси, и, тех избегнув, благодарственне вопиял еси Господеви: Аллилуия.

Икос 4

Имеяй чистое желание благоугодити Богу и Тому Едино­му служити, поставлен был еси пастырем Церкви Христо­вой, да многия ко спасению приведеши. Мы же с любовию тебе глаголем:

Радуйся, пастырю, Богом избранный,

Радуйся, благодати Духа Святаго исполненный.

Радуйся, заповеди Божия в сердце своем начертавый,

Радуйся, им же и паству свою научивый.

Радуйся, благочестия неленостный наставниче,

Радуйся, делателю винограда Христова усердный.

Радуйся, о спасении ближних ревновавый,

Радуйся, в Царствие Невесное многим путь указавый.

Радуйся, преподобномучениче Серафиме,

молитвенниче о душах наших.

Кондак 5

Боготечней звезде уподобился еси, отче Серафиме, путь в Горняя указующей, и завет Пастыреначальника исполнив, да ни едина от овец погибнет, научил еси всех присно молитися ко Господу: Аллилуиа.

Икос 5

Промыслом Божиим, святый отче, уготовася ти крест про­поведничества, дабы людем, изнемогающим от гонений безбожников и насилий иноплеменников, будеши путевождь ко спасению. Сего ради приими от нас сицевая:

Радуйся, апостольских подвигов подражателю,

Радуйся, веры православныя ревнителю.

Радуйся, проповедниче Слова Божия неутомимый,

Радуйся, свет Христов Белорусскому краю паки явивый.

Радуйся, все тяготы апостольскаго служения восприявый,

Радуйся, добрый плод Господеви принесый.

Радуйся, немощныя души упованием на Господа укрепивый,

Радуйся, все горести жития молитвою услаждати научивый.

Радуйся, преподобномучениче Серафиме,

молитвенниче о душах наших.

Кондак 6

Проповедуя Евангелие в годину лютую, купно со иереем Григорием, другом твоим и сподвижником, устроял еси хра­мы во градех и весех, наставляя всех верных с сокрушени­ем сердца вопити Богу: Аллилуиа.

Икос 6

Возсиял еси стране нашей яко новое светило, водворяя в души скорбныя мир Христов, да возмогут людие во вся дни Хвалу Богу возносити. О сем радуяся, воспеваем Ти:

Радуйся, столпе веры апостольския,

Радуйся, светильниче Православия.

Радуйся, храмов Божиих насадителю,

Радуйся, душу свою храмом Бога Живаго соделавый.

Радуйся, овцы заблудшия ко Христу призывавый,

Радуйся, многия от погибели исхитивый.

Радуйся, свет Христов во тьме и сени смертней седящим,

Радуйся, яко тобою Церковь Белорусская благоукрасися.

Радуйся, преподобномучениче Серафиме,

молитвенниче о душах наших.

Кондак 7

Хотяй веру Христову в земли нашей утвердити, не убоялся еси ни попирающих Святую Церковь, ни тяготы стран­ствия. Обаче, благодатию Божией укрепляемь, вся злострадания с радостию понесл еси, воспевая благих Подателю Богу: Аллилуиа.

Икос 7

Дивное чудо яви Господь, егда ти, на одре Болезни лежащу, слышася небесный глас, повелевый немедля покинути одр свой. Повинуяся сему, отче, не токмо смерти избавися, но и исцеление от недуг приял еси. Мы же, дивящеся тако­вому промышлению о теве, зовем:

Радуйся, заступничеством Божия Матери огражденный,

Радуйся, на всех путех твоих ангелом сохраненный.

Радуйся, все упование свое на Господа возложивый,

Радуйся, николиже во уповании своем посрамленный.

Радуйся, всем житием твоим Богу послуживый,

Радуйся, исполнения волн Его паче всего возжелавый.

Радуйся, добродетельным житием твоим многия ко спа­сению наставивый,

Радуйся, яко и о нашем спасении присно Бога умоляеши.

Радуйся, преподобномучениче Серафиме,

молитвенниче о душах наших.

Кондак 8

Странником и пришельцем в мире сем был еси, взыскую­щим града Небеснаго, отче Серафиме, и со тщанием испол­нял еси заповедь Божию, собирая севе нетленное сокровище на Небесех, идеже ныне пребываеши, воспевая ангельскую песнь: Аллилуиа.

Икос 8

Мужественный исповедник веры явился еси, блаженне Серафиме, пред обвинявшими тя в предательстве Отече­ства своего. Ты же кротко отвеща, яко николиже изменник был еси. Мы же, прославляя подвиги твоя, глаголем сице:

Радуйся, поношения ради Христа претерпети сподобивыйся,

Радуйся, кротости Его подражавый,

Радуйся, наследие у Бога получивый,

Радуйся, изгнанием правды ради Царство Небесное стяжавый.

Радуйся, верность свою исповедничеством показавый,

Радуйся, любовь ко Отечеству подвиги своими явивый.

Радуйся, выну просивый милости у Бога соплеменником своим,

Радуйся, яко и ныне твоими молитвами Господь нас ми­лует.

Радуйся, преподобномучениче Серафиме,

молитвенниче о душах наших.

Кондак 9

Всякое естество ангельское удивися мужеству твоему, отче Серафиме, яко в заточении и изгнании сущи дерзно­венно проповедал Слово Божие и молитвенно взывал еси ук­репляющему тя Господу: Аллилуиа.

Икос 9

Ветии многовещанныя высоту подвига твоего изрещи не могуще, яко в злостраданиих дивное терпение явил еси и како веровати Богу, рекшему: Яко и власи главы вашея со­чтены суть, научил еси, все упование на Него токмо возла­гая. Мы же, недостойнии, похвалу приносим ти таковую:

Радуйся, Православия мужественный исповедниче,

Радуйся, истинный воин Христов.

Радуйся, безчисленныя мучения претерпевый,

Радуйся, страдания нивочтоже вменивый.

Радуйся, терпением своим мучителей посрамивый,

Радуйся, в подвизе силу Божию явивый.

Радуйся, яко упованием на Бога укреплялся еси,

Радуйся, якоже и нас тому научаеши.

Радуйся, преподобномучениче Серафиме,

молитвенниче о душах наших.

Кондак 10

Спасти хотя душу свою, блаженне Серафиме, презрел еси страдания, памятуя слова Апостола, яко ни скорбь, ни теснота, ни гонение, ни смерть не возмогут нас рдзлучити от любве Божия, еюже ныне наслаждаешися и поеши: Аллилуия.

Икос 10

Стенд еси, отче, всем, чтущим святую память твою и к твоему молитвенному заступлению прибегающим; иноком же благоподвизающимся во святей обители Жнровицстей и учащимся еси наставник ко спасению и поборник в брани духовной. Сего ради чада твоя воспевают ти таковая:

Радуйся, обители Жировицкия и школы духовныя Богом данный покровителю,

Радуйся, иноков добрый наставниче.

Радуйся, образе истин наго послушания,

Радуйся, во бранен противу мира, плоти и диавола верный помощниче.

Радуйся, Крестом Христовым вооруживыйся,

Радуйся, заступничеством Божией Матери заручивыйся.

Радуйся, добре подвиг совершивый и веру сохранивый,

Радуйся, обители Небесныя удостоивыйся.

Радуйся, преподобномучениче Серафиме,

молитвенниче о душах наших.

Кондак 11

Пение умиленное приносим ти, отче Серафиме, чтуще святую память твою, и, взирающе на подвиги твоя, поем дивному во святых Своих Вседержителю Богу: Аллилуиа.

Икос 11

Свет Небесный возсия ти, отче, егда, Сама Владычица мира явися ти со великомученицами Варварою и Анастасиею, укрепляя тя в темнице суща. Мы же, слышаще о таковом попечении о тебе Богородицы, со умилением взы­ваем:

Радуйся, за Благовестие Христово претерпевый сугубыя мучения,

Радуйся, в студеную воду мучителями вверженный.

Радуйся, обрадованный явлением Богоматери,

Радуйся, приемый от Нея крины Небесныя.

Радуйся, сподобивыйся жизнь свою за Христа положити,

Радуйся, яко тем наследовал еси жизнь вечную.

Радуйся, страстотерпцев изрядная похвало,

Радуйся, исповедников благое украшение.

Радуйся, преподобномучениче Серафиме,

молитвенниче о душах наших.

Кондак 12

Божественныя благодати сокровища унаследовал еси, отче наш Серафиме, и во обители Небесныя вселился еси. Див­ным же Промыслом Божиим в лице новомучеников прослав­лен и ко святым сопричтен еси, с нимиже присно поеши Богу: Аллилуиа.

Икос 12

Торжествует обитель Жировицкая и с нею вся земля Белорусская, поющи твое прославление, Серафиме прехвальне, и светло совершающи память твою. Мы же, чада цер­ковная, на предстательство твое у Престола Владычня уповающе, тако к тебе зовем:

Радуйся, яко дивным Промыслом Божиим подвиг твой миру явися,

Радуйся, яко и твоею кровию Церковь Христова украсися.

Радуйся, в лице новых исповедников и страстотерпцев прославленный,

Радуйся, к сонму святых сопричтенный.

Радуйся, яко ныне зриши славу Божию,

Радуйся, яко достигл еси нескончаемыя радости.

Радуйся, яко молишися о всех призывающих тя на по­мощь,

Радуйся, яко пред Престолом Творца ходатайствуеши о нашем спасении.

Радуйся, преподобномучениче Серафиме,

молитвенниче о душах наших.

Кондак 13

О святый отче Серафиме, мужественный страстотерпче и крепкий наш заступниче! Нынешнее приими приношение и умоли Господа Иисуса Христа, избавитися нам от всякаго зла и, покаянием очистившимся, достигнути Царствия Небеснаго и тамо со всеми святыми пети Богу: Аллилуия! Аллилуия! Аллилуия!

(Этот кондак читается трижды. Далее икос 1-й и кондак 1-й).
Молитва
Молитва первая

О, святый преподобномучениче отче наш Серафиме! К тебе смиренно припадаем и усердно просим: приими наше моление и испроси нам у Вседержителя Бога оставление гре­хов и прегрешений наших, истинное покаяние и исправление жизни даруя; низпосли на ны вся благопотребная душам и телесем нашим, укрепи нас, немощных, в добродетелех, да прочее время жизни нашея усердно поработаем Господу. Да твоим предстательством и милосердием Владыки сподобимся кончины мирныя и достигнем нескончаемыя радости во обителех Отца Небеснаго. Емуже подобает слава, честь и по­клонение во веки веков. Аминь.

Молитва вторая

О пречудный угодниче Христов, святый преподобномучениче Серафиме, обители Жировицкия похвало и Церкве Белорусския украшение! Приими сие малое моление от нас, грешных и обремененных страстьми многими, но к твоему теплому предстательству усердно прибегающих.

Испроси у Всещедраго Бога Церкви Святей, Соборней и Апостольстей, мир и тишину, всяких соблазнов, ересей и расколов непричастныя, архипастырем и пастырем мудрость и ревность к славе Божией, иночествующим в подвизех послушания, молитвы и поста укрепление, учащим и учащимся в богомыслии деятельное возрастание и всем чадом цер­ковным в вере и благочестии преуспеяние.

Страну нашу, грады и веси ея, ихже прошел еси в годину тяжких испытаний, охрани молитвами твоими от огня, по­топа, труса, глада, смертоносныя язвы, вражескаго наше­ствия и внутренних нестроений.

О исповедниче Христов! Яко имеяй дерзновение к Божией Матери, от лет древних весь Жировицкую в удел Себе избравшую, молися прилежно к Небесной Игумении нашей, да сохранит обитель сию невредиму от всех навет вражиих даже до скончания века.

Егда же приспеет час кончины нашея, помози нам в твер­дости духа и чистой совести предстати пред Господем и, сподобившися деснаго предстояния со всеми святыми, убелившими ризы своя в Крови Агнчей, новую песнь воспети в Троице славимому Богу, Отцу и Сыну и Святому Духу, во веки веков. Аминь.
РАСПИСАНИЕ
5 сентября в г. Слониме из храма в честь прмч. Серафима выходит крестный ход, который встречают при входе в Жировичи священнослужители, братия монастыря, студенты духовных школ и паломники.

В день праздника 6 сентября после поздней литургии крестный ход совершается из собора к Явленской церкви, где служится молебен с акафистом.
Made on
Tilda