Участник волнений в Виленском университете в 1824—1826 г. г. он находился в ссылке в Жировичах. Едва ли не первым из ученых Бобровский начинает изучение книг из жировичской монастырской библиотеки. Видимо, именно он открыл хранящийся здесь уникальнейший экземпляр инкунабулы «Часословца»—первой в мире книги, напечатанной кириллическим шрифтом в 1491 г. в Краковской типографии Швайпольта Фиоля. Один из экземпляров «Часословца» принадлежал лично Бобровскому. Профессор перенес туда добавление к месяцеслову, обнаруженное им в экземпляре Жировичской библиотеки: «Святых новому Антонию и Иоанну и Еустахия в Вилни церковь Троицы и монастырь на том месцу…», сделав пометку: «Zapiska w exemplaru Zyrowickom». Сегодня жировичский «Часословец» хранится в Вильнюсе. Это один из 28 экземпляров, дошедших до нашего времени.
Автором первого научного описания книг Жировичской библиотеки стал историк и археограф Ф. М. Добрянский, издавший в 1882 г. «Описание рукописей Виленской публичной библиотеки, церковно-славянских и русских».
В 1839 году на соборе в Полоцке состоялось воссоединение униатов с Православной Церковью. Сам процесс воссоединения, безусловно, не был легким и быстрым. Требовалось сделать многое для того, чтобы исправить губительное влияние, оказанное унией на церковную жизнь, и, прежде всего, жизнь богослужебную. Одним из аспектов деятельности Церкви в этом направлении стала кампания по изъятию и замене униатских богослужебных книг, инициатором которой был митрополит Иосиф (Семашко). Центром её стал Жировичский монастырь. Со всех концов Беларуси сюда свозились греко—католические издания. К сожалению, чаще всего книги просто сжигались, без учета их исторической ценности. Уничтожение книг продолжалось с 1841 по 1857 г.г. За это время фактически не осталось библиотек, не тронутых «цензурой». Многие экземпляры были изъяты и из библиотеки Жировичского монастыря. Часть редких и старых книг из нее митрополит Иосиф передал в библиотеку Санкт-Петербургской академии наук.
К сожалению, повышение интереса к библиотеке сделало её объектом внимания любителей наживы. Фонд приходит в беспорядок, рукописи из архива при библиотеке изымаются разными лицами. По свидетельству о. Льва Паевского, на многих из них «не осталось никаких следов принадлежности монастырю». В начале 1840-х г.г. оставшиеся книги передаются семинарии, находившейся в Жировичах. В 1845 г. в связи с переводом семинарии в Вильно часть библиотеки вывозится в Виленский Троицкий монастырь. Некоторые книги попадают в библиотеку Жировичского духовного училища. Это интересное собрание, в котором, кстати, находились книги из библиотек упраздненных католических монастырей, в том числе богатейшей библиотеки Брестского иезуитского коллегиума, погибло после 1917 года.
В самом монастыре, несмотря на все опустошения, произведенные в библиотеке и архиве, к началу XX столетия всё же оставалось значительное количество документов, касающихся истории обители. В частности, в монастыре еще хранились грамоты польских королей, данные ему в разное время. Дальнейшую судьбу большинства этих документов установить невозможно.
Деятельное участие в вывозе библиотеки принимал преподаватель семинарии Павел Доброхотов (в последствии епископ Петрозаводский), в 1840-70-х г. г. собиравший книги и документы униатских монастырей. Интерес владыки к прошлому Жировичского монастыря был так велик, что он даже установил денежное вознаграждение тому, кто отыщет какие-либо сведения или старые документы. В 1908 г. Санкт-Петербургской Академией Наук было приобретено большое собрание книг и документов, принадлежавших до того епископу Павлу. Среди более 3.000 старинных грамот XVI -XVIII столетий, сшитых в 50 огромных томов, находились документы униатских и католических приходов Пинского и Туровского поветов. Были здесь и документы из Жирович. Со временем Жировичские книги оказались в библиотеках Вильно, Петербурга, Львова, книжных собраниях Польши. Во время 1-й мировой войны основная их часть, принадлежавшая публичной библиотеке Вильно, была вывезена в Москву и возвращена только в 1946 г. Многие экземпляры оказались безвозвратно утраченными. По данным Н. Николаева, на сегодняшний день известно 52 рукописных книги из 537 обозначенных в описи библиотеки 1810 г. и более ста печатных книг с шифром библиотеки.