Ок. 1769 г. однонефное здание стало длиннее и появился высокий ложный фронтон в стилистике виленского барокко. В 60-х гг. была устроена луковичная глава на граненном барабане. Почти половину пространства храма занимает алтарь, где под престолом хранился камень – «Стопа Богородицы». Из-за целебных свойств камня (помогает роженицам) паломники отбивали и уносили с собой кусочки, так что насельники были вынуждены оградить его. Церковь в честь Воздвижения Креста Господня (до 1839 в честь Страстей Христовых) расположена на самом высоком месте территории мон-ря. Она построена на средства, пожертвованные в 1716 г. женой пинского ловчего Элеонорой Головничанкой. Ансамбли кальварий, имитирующие Крестный путь Спасителя, были распространены в эпоху барокко в архитектуре католич. стран, в т. ч. и в Речи Посполитой. Храм однонефный, с тонкими высокими башнями над зап. и вост. фасадами. Согласно исследованиям В. В. Борового, церковь сооружена ок. 1730 г., накануне коронации чудотворной иконы и включает фрагменты стен храма XVI в. Внутри храма к алтарю вела лестница из 33 ступеней (к 2008 их 31), в к-рые были вложены частицы мощей святых. В 30-е гг. XIX в. мощи были изъяты из ступеней и помещены в стациональный (вертикально стоящий на круглом основании) крест. Стены церкви некогда были расписаны сценами Крестного пути Спасителя (худ. Шашалевич), еще в 1880 г. росписи сохранялись. В 30-х гг. XIX в. в храме был поставлен иконостас, в 2004 г. установлен новый.
В 20-х гг. XIX в. старинная звонница (напротив входа в Успенский собор через улицу) была перестроена в церковь-колокольню. В 1828 г. она стояла неоштукатуренная, имела 4 звона разной величины. Оформленный портиками кубический объем собственно храма служит основанием для значительно меньшего, также кубического яруса звона, перекрытого полусферическим куполом.
В сер. XVII в. в Ж. м. к югу от собора (параллельно ему) был построен 1-й каменный келейный корпус – длинное одноэтажное здание на высоком подклете. В нем располагалась домовая церковь во имя прп. Онуфрия Великого (упразднена в 1867), соединенная переходом с теплой Никольской ц. Ок. 1710 г. перпендикулярно к северо-вост. углу собора был пристроен 3-этажный корпус (в 1870 капитально перестроен архит. Т. Савичем). С 2008 г. в нем находится Минская ДАиС, на 1-м этаже устроена церковь во имя святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. На 3-м этаже нового братского корпуса (1953-1956), в помещении, где проживал на покое архиеп. Ермоген (Голубев), освящена церковь во имя сщмч. Ермогена, патриарха Московского и всея Руси.
На кладбище, отдельно от монастырского комплекса находится деревянная церковь во имя вмч. Георгия Победоносца (сер. XVIII в.). В плане однонефная церковь перекрыта высокой 2-скатной кровлей, с граненной апсидой с востока и барочным куполом над щипцом зап. фасада. Ее алтарный образ «Чудо св. Георгия о змие» (худ. Никодим Прочицкий, 1751) хранится в Музее древнебелорус. культуры Национальной АН Беларуси.
XX – нач. XXI в. В 1901 г. Ж. м. вошел в состав учрежденной в 1899 г. Гродненской и Брестской епархии. В нач. ХХ в. в Ж. м. подвизался сщмч. Александр (Петровский; впосл. архиеп. Харьковский), в 1913-1914 гг. на покое пребывал бывш. еп. Саратовский сщмч. Ермоген (Долганёв). В 1896-1906 гг. смотрителем Жировичского духовного уч-ща был П. Ф. Полянский (впосл. сщмч. Петр, митр. Крутицкий). Выпускник Жировичского духовного уч-ща сщмч. диак. Иосиф Сченснович в 1937 г. был расстрелян на полигоне Бутово.
В связи с приближением русско-герм. фронта в 1915 г. Ж. м. и его святыни были эвакуированы в глубь России, Жировицкая икона была перевезена в Москву. Единственный оставшийся в Ж. м. насельник мон. Авксентий был арестован оккупантами и отправлен в заточение. В период нем. оккупации 1915-1918 гг. здания мон-ря подверглись разграблению и осквернению. С 1918 г. началось восстановление обители, чему способствовали насельницы Гродненского и Красностокского жен. мон-рей, по возвращении из эвакуации временно остановившиеся в Жировичах.
После заключения советско-польск. Рижского мирного договора с марта 1921 г. Ж. м. находился в составе Польши. Реквизированные польск. властями нек-рые монастырские здания и часть земельных угодий отошли к сельскохозяйственной лесной школе. Указом Патриарха и Свящ. Синода от 28 сент. 1921 г. правосл. Церкви в Польше предоставлялась широкая автономия. Однако польск. правительство, добиваясь полной независимости Польской Церкви от Русской, инспирировало автокефалистское движение в правосл. епархиях на территории Польши (см. Польская автокефальная Православная Церковь). Ж. м. сохранял верность Московскому Патриаршему престолу. В 1922 г. указом Святейшего Патриарха Московского и всея России Тихона (Беллавина) настоятелем Ж. м. был назначен архим. Тихон (Шарапов). Его стараниями чудотворная Жировицкая икона, вывезенная в Москву в 1915 г., была тайно возвращена в обитель. В 1924 г. архим. Тихон выслан польск. властями за пределы страны.
17 сент. 1925 г. Польская Церковь незаконно объявила себя автокефальной. Но несмотря на это, мон-рь во многом сохранил каноническое устроение церковной жизни, чему способствовало пребывание в Жировичах архиеп. Пантелеимона (Рожновского), ушедшего на покой в связи с непризнанием самочинной автокефалии и стремлением к сохранению единства с РПЦ.
В 20-х гг. XX в. польск. власти предпринимали попытки передать мон-рь католикам. Массовые протесты правосл. населения Зап. Белоруссии, организовавшего многолюдные крестные ходы в Ж. м., сорвали планы закрытия мон-ря. Римо-католиками был захвачен и переоборудован под костел только Крестовоздвиженский храм. Наряду с Почаевской лаврой, духовным центром Варшавско-Волынской митрополии, Ж. м. стал главной святыней и оплотом Православия в Польше. В 1938 г. для духовной поддержки населения Жировицкую икону на специально устроенной повозке доставляли в города и селения Зап. Белоруссии. На празднике явления иконы (7 мая) в Ж. м. была восстановлена традиция после поздней литургии совершать крестный ход из Успенского собора к Явленской ц. с изнесением чудотворной иконы для совершения молебна. В 1938 г. в этом торжестве участвовало ок. 15 тыс. паломников и более 100 священнослужителей.
С началом второй мировой войны в 1939 г. территория Зап. Белоруссии и Зап. Украины вошла в состав СССР; епархии, ранее отошедшие к Польской автокефальной Церкви, вернулись под омофор РПЦ. Решением Патриаршего Местоблюстителя митр. Сергия (Страгородского) от 17 окт. 1939 г. управление воссоединенными территориями было поручено архиеп. Пантелеимону (Рожновскому) с пожалованием ему титула «Пинско-Новогрудский, экзарх Московской Патриархии по епархиям западных областей Белоруссии и Украины». В Ж. м. было устроено временное управление этой епархией. Наместник Ж. м. архим. Венедикт (Бобковский) в 1941 г. был хиротонисан в викарного еп. Брестского. Поселившиеся в неск. монастырских постройках красноармейцы уничтожили часовню во имя Иоанна Крестителя на ручье Викня у монастырской ограды, демонстративно, на виду богомольцев, вышедших после литургии из Успенского собора, расстреляли икону св. пророка.
С первых дней Великой Отечественной войны Ж. м. оказался на оккупированной территории. Нем. воинские части и комендатура заняли территорию Ж. м., расстреляв неск. монахов, но благодаря вмешательству архиеп. Пантелеимона и еп. Брестского Венедикта (Бобковского) вскоре были выведены из Ж. м. Явленская ц., использовавшаяся фашистами в качестве склада боеприпасов, также была очищена и возвращена обители. Находившемуся на покое в обители архиеп. Пантелеимону (Рожновскому) нем. власти предложили возглавить автокефальную Белорусскую Церковь, потребовав от него не вступать в сношения ни с Москвой, ни с Варшавой. Но, возглавив Белорусскую Церковь в сане митр. Минского и Белорусского, Пантелеимон не пошел на разрыв с Предстоятелем Русской Церкви, настаивая на том, что полная автокефалия может быть получена только каноническим путем. По благословению митр. Пантелеимона насельник Ж. м. архим. сщмч. Серафим (Шахмуть) вместе со свящ. Григорием Кударенко (впосл. архим. Игнатий) были командированы для возрождения приходской жизни в Вост. Белоруссии. В 1941-1943 гг. жировичские миссионеры восстановили значительное количество приходов Минской, Витебской, Могилевской и Гомельской областей, совершили множество крещений. В 1944 г. архим. Серафим был арестован органами НКВД по ложному обвинению в «пособничестве оккупантам» и замучен в лагере. В 1942-1943 гг. наместником Ж. м. был подвижник архим. Серафим (Кудрявцев). Могила его за алтарем ц. в честь Явления Жировицкой иконы Божией Матери почитается как местными жителями, так и паломниками из Польши.
В сент. 1944 г., после освобождения Белоруссии от немецко-фашистских захватчиков, Ж. м. перешел под упр. архиеп. Минского Василия (Ратмирова). В 1945 г. часть зданий обители занял сельскохозяйственный техникум. В том же году в Ж. м. были открыты богословско-пастырские курсы, в 1947 г. при архиеп. Минском Питириме (Свиридове) преобразованные в Минскую ДС. До закрытия духовной школы (1964) ректоры семинарии, как правило, одновременно являлись наместниками Ж. м. (архимандриты Митрофан (Гутовский) и Леонтий (Бондарь)). В 1953-1956 гг. в Ж. м., на юго-востоке от Явленской ц., был построен новый 3-этажный корпус семинарии. В 1956-1963 гг. при наместнике и ректоре архим. Антонии (Мельникове) были отреставрированы Никольская, Явленская и Крестовоздвиженская церкви и начата настенная роспись Успенского собора. Архим. Антоний подготовил магист. дис. «Жировицкий монастырь в истории западных русских епархий» (1964). В 1959 г. в Ж. м. поступил афонский постриженик иером. Иероним (Коваль; † 1964), впосл. духовник и старец насельников и мирян. Могила его за алтарем Георгиевской ц. почиталась паломниками. 19 сент. 2006 г. останки старца перезахоронили на территории Ж. м. за алтарем Крестовоздвиженской ц., рядом с могилой его ученика, старца схиархим. Митрофана (Ильина). В 1960 г. в Жировичи прибыли ок. 70 насельниц закрытых Гродненского и Полоцкого жен. мон-рей. Сестры привезли в Жировичи святыни – мироточивую Владимирскую икону, список Красностокской иконы Божией Матери, иконы с частицами мощей вмч. Пантелеимона, прп. Евфросинии Полоцкой и др.
В 1963 г. располагавшаяся в Ж. м. семинария была закрыта, начался новый этап притеснений братии, прекращен доступ паломников к источнику под алтарем Успенского собора, часть монастырских строений была занята под больницу. Наместник мон-ря в 1963-1969 гг. архим. Михей (Хархаров; впосл. архиеп. Ярославский), отстаивал право Ж. м. на существование. В 1965-1978 гг. в Ж. м. проживал на покое архиеп. Ермоген (Голубев). С мон-рем, уч-щем и семинарией были связаны такие иерархи РПЦ как митрополиты Иоанн (Снычёв) и Леонтий (Бондарь), архиепископы Даниил (Юзвьюк), Димитрий (Маган), Феодосий (Ковернинский), Боголеп (Анцух), Пимен (Хмелевский), Максим (Кроха), Афанасий (Кудюк), Софроний (Будько), Антоний (Черемисов), Константин (Горянов), епископы Мисаил (Крылов), Иннокентий (Сокаль), Софроний (Ющук), Иоанн (Хома), Серафим (Белоножко), Леонид (Филь) и др. В 1970-1987 гг. наместником Ж. м. был архим. Константин (Хомич; впосл. архиеп. Брестский и Кобринский). При нем в обители подвизался эконом игум. Евфимий (Байдаков; впосл. схиархим. Порфирий († 1994)).
В 1978 г. священноархимандритом Ж. м. стал митр. Минский и Белорусский Филарет (Вахромеев), по инициативе и при участии к-рого в обители организованы ежегодные курсы для духовенства, не имевшего систематического духовного образования, прошел Епархиальный съезд клира и мирян Минско-Белорусской митрополии (1988), проходят конференции и др.
В 1980 г. благочинный обители архим. Афанасий (Курдюк) был хиротонисан во епископа Пинского, викария Минской епархии. С 1985 г. в Ж. м. проживал архим. Иоанн (Маслов), ставший духовником обители. В 1987-1990 гг. наместником был архим. Стефан (Корзун). В 1989 г. в стенах Ж. м. возрождена Минская ДС, освящение к-рой совершил 23 июля 1989 г. Патриарх Антиохийский и всего Востока Игнатий IV. Ректором семинарии был наместник архим. Стефан (Корзун), а инспектором – благочинный игум. Гурий (Апалько), послушание духовника исполнял архим. Иоанн (Маслов). 4 марта 1990 г., после хиротонии наместника и ректора архим. Стефана (Корзуна) во епископа Пинского и Лунинецкого, наместником назначен архим. (впосл. архиепископ) Гурий (Апалько), к-рый исполняет эту должность и в наст. время. В Ж. м. создавалась и 1-я в истории Белорусской Православной Церкви ДА. 16 сент. 1999 г. в Ж. м. состоялся 1-й выпуск Минской ДА им. свт. Кирилла Туровского.
С 1992 г. в связи с возрождением на территории Гродненской обл. самостоятельных епархий Ж. м. имеет статус ставропигиального и подчиняется непосредственно Патриаршему экзарху всея Беларуси.
Ж. м. посещали Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II (16 июня 1991 и 20 мая 2002), предстоятели Поместных Православных Церквей – митр. всея Америки и Канады Феодосий (Лазар), митрополиты Варшавские и всея Польши Василий и Савва, митрополиты Чешских земель и Словакии Николай и Христофор, Президент Республики Беларусь А. Г. Лукашенко и др. Монастырский комплекс внесен в список историко-культурного наследия республиканского значения. Ж. м. является духовным центром Белорусского Экзархата и самой крупной муж. обителью в Республике Беларусь (более 40 насельников). К нач. XXI в. старейшим насельником Ж. м. был схиархим. Митрофан (Ильин; 1915-2006).