статья
Жировицкий (Жировичский)
в честь Успения Пресвятой Богородицы ставропигиальный мужской монастырь
Георгий Соколов
протоиерей, преподаватель Минской духовной семинарии
Александр Ярошевич
кандидат искусствоведения
Жировицкий (Жировичский) в честь Успения Пресвятой Богородицы ставропигиальный мужской монастырь, в пос. Жировичи (прежде русифицированное наименование Жировицы) Слонимского р-на Гродненской обл. (Беларусь). Находится под непосредственным управлением Патриаршего Экзарха всея Беларуси митрополита Минского и Слуцкого.
Древняя легенда объясняла происхождение названия с. Жировичи «от жиру, или покарму», к-рый получали звери, пасшиеся в пуще; согласно др. предположению,- по имени первого поселенца Жира (или Жура).

XV-XIX вв. Ж. м. основан, вероятно, во 2-й пол. XVI в. при правосл. церкви, построенной на месте явления пастухам в лесу чудотворной Жировицкой иконы Божией Матери. Явление произошло при владельце имения Жировичи подскарбии Великого княжества Литовского Ивашко Солтане Александровиче († ок. 1495). Церковная традиция относит обретение иконы к 1470 г.; эта датировка, впервые приведенная в публикации 1721 г. каноника Исидора Нарди (в переводе на польск. язык: Nardi I. Relazya historyczna o zjawieniu obrazu Najsw Panny Zyrowickiej pod rzadem Bened. Suprasl, 1728), воспроизведена в нек-рых изданиях XIX-XX вв. Однако во 2-й пол. XVIII в. польск. историк И. Стебельский, основываясь на обнаруженном документе, доказал, что явление иконы не могло произойти ранее 1493 г., т. к. имение Жировичи было пожаловано грамотой от 20 марта 1493 г. вел. кн. Литовским Александром Ягеллончиком сыну Александра Юрьевича Солтана, «маршалку господарскому Ивашке Солтану Александровичу» († ок. 1495).
Сказание об обретении Жировицкой иконы, сложившееся к нач. XVII в., зафиксировал жировицкий иером. Феодосий Боровик. Согласно сказанию, на месте явления иконы Солтан выстроил деревянную церковь и содержал при ней «немало презвитеров… для одправованя порадного и уставичного набоженства» (Borowik. 1628; Опубл.: Жукович. 1912. С. 245-249; Крамко, Мальдзiс. 1983).

Историограф 1-й пол. XVIII в. Каспар Несецкий приписывал постройку церкви сыну Александра Ивану (Herbarz Polski Kaspra Niesieckiego / Wyd. J. N. Bobrowicz. Lipsk, 1841. T. 8. S. 457-458). П. Н. Жукович, проанализировав археографические акты, неизвестные К. Несецкому и опубликованные к нач. ХХ в., поддержал версию иером. Феодосия. Косвенным подтверждением ранней даты возникновения мон-ря можно считать существование креста 1495 г. и Минеи 1487 г., к-рые в ХIХ в. хранились в Ж. м. (Добрянский. 1882. С. 287).

О существовании храма в Жировичах, построенного Ивашкой Солтаном, может свидетельствовать копия документа 1516 г., хранящегося в архиве Литовской метрики (АЗР. 1848. Т. 3: [1544-1587]. С. 252). В этой жалобе сына Ивашки Солтана Александра на жену своего опекуна Литавора Хрептовича в перечне имущества перечислены ценности, забранные пани Хрептовичевой из ризницы жировичской церкви («крест великий серебреный позолоченный, кадило серебреное»). Первое упоминание собственно церкви в Жировичах есть также в Литовской метрике: 20 сент. 1572 г. надворный маршалок литовский Иван Александрович Солтан записал на имя жены Марины Васильевны Соломерецкой «двор Жировичи с подаваннем церковным».
Согласно сказанию иером Феодосия, спустя нек-рое время после постройки деревянная церковь сгорела, а икона исчезла. Но вскоре образ был обретен на камне совершенно невредимым. Именно этот камень, названный «Стопа Богородицы» и обладающий целебными свойствами, находится в алтаре ц. в честь Явления Жировицкой иконы Божией Матери, построенной в мон-ре в 1672 г. Обретение иконы после пожара произошло, как полагали, в 1520 г. Строительство новой деревянной церкви в Жировичах на месте сгоревшей началось, вероятно, при жизни надворного маршалка литовского Александра Солтановича († ок. 1554). Синодик мон-ря, составленный в сер. XVIII в. на основе более раннего текста, называет А. Солтана (2-го после его отца, Солтана Александровича, владельца Жировичей) «первым фундатором, при котором чудо сие показано в Жировицах» (Добрянский. 1882). Возможно, небольшой правосл. мон-рь при Жировичской ц. существовал уже при сыне Александра Солтановича, надворном маршалоке литовском И. А. Cолтане († ок. 1577).

По преданию, записанному в 1653 г. архим. Иосафатом (Дубенецким) (Dubieniecki J. Historia de imagine B. V. Mariae Zirovicensi; Mironowicz. 1991; БАН СПб. Ф. 37. Д. 38), в это время в Жировичах находился «некоторый епископ с несколькими монахами». Митр. Макарий (Булгаков), на основании записи Жировичского помянника (1763) о смерти А. Солтана в 1549 г., вероятно ошибочно полагал, что Ж. м. был основан А. Солтаном в 1549 г. (Макарий (Булгаков). История Русской Церкви. М., 1996. Кн. 5. С. 159, 396). По мнению Жуковича, мон-рь (в каноническом понимании этого слова) при Жировичской церкви возник благодаря жене И. Солтана Марине Васильевне Соломерецкой. При разделе наследства между 4 сыновьями И. А. Солтана Жировичский фольварок был отдан Давиду и Ярославу. В 1587 г. Ярослав продал свою половину брату Ивану, в акте продажи впервые говорится о мон-ре: «…двор Жировичский… так теж з половиною монастыря церкви Жировичское и вшелякими пожитки, накладом церковным, также и поддаными монастырскими». В документах, содержащих свидетельства о споре мстиславльского каштеляна Ивана Мелешки с Данилом Солтаном о фольварке (1610), что в мон-ре «Жировичском заложеня церкви Пречистое Богородицы… и церков так деревянную яко и мурованую». В это время в Ж. м. не было монашеской общины, а его имущество числилось при «церкви в Жировичах» (Жукович. 1912. С. 215-217).
Возможно, небольшой правосл. мон-рь при Жировичской ц. существовал уже при сыне Александра Солтановича, надворном маршалоке литовском И. А. Cолтане († ок. 1577). По преданию, записанному в 1653 г. архим. Иосафатом (Дубенецким) (Dubieniecki J. Historia de imagine B. V. Mariae Zirovicensi; Mironowicz. 1991; БАН СПб. Ф. 37. Д. 38), в это время в Жировичах находился «некоторый епископ с несколькими монахами». Митр. Макарий (Булгаков), на основании записи Жировичского помянника (1763) о смерти А. Солтана в 1549 г., вероятно ошибочно полагал, что Ж. м. был основан А. Солтаном в 1549 г. (Макарий (Булгаков). История Русской Церкви. М., 1996. Кн. 5. С. 159, 396). По мнению Жуковича, мон-рь (в каноническом понимании этого слова) при Жировичской церкви возник благодаря жене И. Солтана Марине Васильевне Соломерецкой. При разделе наследства между 4 сыновьями И. А. Солтана Жировичский фольварок был отдан Давиду и Ярославу. В 1587 г. Ярослав продал свою половину брату Ивану, в акте продажи впервые говорится о мон-ре: «…двор Жировичский… так теж з половиною монастыря церкви Жировичское и вшелякими пожитки, накладом церковным, также и поддаными монастырскими». В документах, содержащих свидетельства о споре мстиславльского каштеляна Ивана Мелешки с Данилом Солтаном о фольварке (1610), что в мон-ре «Жировичском заложеня церкви Пречистое Богородицы… и церков так деревянную яко и мурованую». В это время в Ж. м. не было монашеской общины, а его имущество числилось при «церкви в Жировичах» (Жукович. 1912. С. 215-217).

25 июля 1609 г. «свещенник Жиревицкий» Григорий Алексеевич Сула дал письменное обязательство подчиняться униат. митр. Ипатию Потею (Литовские ЕВ. 1868. № 16. С. 725-727). В это время обе части имения Жировичи (в т. ч. и мон-рь) выкупил мстиславский каштелян И. Мелешко, примкнувший к Брестской унии 1596 г. Вместе с Даниилом Солтаном Сула стал основным фундатором василианского мон-ря в Жировичах, 1-м игуменом был назначен И. Кунцевич (1613), настоятель соседнего Бытенского мон-ря Гродненской губ. 29 окт. 1613 г. Мелешко с женой Анной (из Фурсов) выдали обители 1-ю дарственную грамоту, а 15 мая 1618 г. передали мон-рю навечно свою часть мест. Жировичи, что в 1620 г. подтвердила их дочь Богдана Прецлавская. 22 авг. 1616 г. канцлер Великого княжества Литовского Лев Сапега пожертвовал Ж. м. «шмат ворной земли и корчму» в имении Шиловичи, о чем сделал собственноручно запись в подаренном обители рукописном Евангелии ХVI в. (Жировичское Евангелие. Б-ка АН Литовской Республики. Л. 376-377; Добрянский. 1882. № 32).
Канцлер передал в церковь литургическую утварь и колокол. 18 февр. 1628 г. папа Римский Урбан VIII утвердил устав Жировичского братства. В 1667 г. польск. кор. Ян Казимир отписал мон-рю 134 волоки земли в деревнях Булла и Боровики, позже прибавились еще 2 фольварка, часть Квасевич и половина Охонова (в Слонимском повете).

Благодаря чудотворной иконе и щедрости благотворителей, Ж. м. стал крупнейшим центром религ. жизни и паломничества; здесь многократно происходили конгрегации василиан (1629, 1658, 1659, 1661, 1675, 1679, 1694). Это объясняется не только материальной обеспеченностью Ж. м., но и тем, что протоархимандрит ордена часто пребывал в соседнем Бытенском мон-ре. С 1636 г. богослужения проводились по греч. и рим. обрядам. В ХVII-XVIII вв. к иконе приезжали польск. короли и вел. князья литовские накануне важных событий: Владислав IV Ваза с королевой (дек. 1644), Ян II Казимир Ваза (1651), Ян III Собеский (29 апр. 1683), Август III (1744), Станислав Август Понятовский (80-е гг. XVIII в.). 14 мая 1613 г. кор. Сигизмунд III Ваза пожаловал Жировичам городское право, 21 июня 1652 г. Ян Казимир подписал грамоту на получение магдебургского права. В 1655 г., во время войны Московского царства с Речью Посполитой, Ж. м. был сожжен войсками кн. А. Н. Трубецкого, к-рый писал царю Алексею Михайловичу о том, что «в городе Слониме литовских людей, которые застали, посекли и город Слоним и слободы и Журавицкой унияцкой монастырь каменной город и около Журавицкого монастыря и костелы жгли и людей побивали… и воевали сентября по 1-е число» (Энцыклапедыя гiсторыi Беларусi. Мiнск, 1994. Т. 2. С. 197). Вероятно, вскоре Ж. м. был восстановлен, иначе созыв в нем в 1658, 1659, 1661 гг. генеральных капитулов ордена василиан был бы невозможен. Конгрегация 1661 г. выразила особую благодарность свящ. Самсону Борейше за то, что он сумел сохранить мон-рь. В 1660 г. московское войско захватило немало утвари («аппаратов церковных»), к-рую перевозили из Ляхович в Жировичи. Вероятно, войска разорили и сожгли прежде всего монастырский фольварк и местечко; в 1661 и 1667 гг. сейм освободил Жировичи от налогов.

В нач. ХVIII в. в связи с Северной войной Речь Посполитая оказалась разделенной на враждующие группировки сторонников Швеции и России. Во время боевых действий василиане вывозили ценное имущество Ж. м. в глубь Польши. Мон-рь и его имения были разорены швед. войсками, взявшими огромную контрибуцию. В 1710 г. в Белоруссии и Литве отмечены вспышка моровой язвы и массовая гибель населения. Тогда же в Жировичах умерло неск. сот униат. монахов, по преданию, в живых остался только один иеромонах. Умерших во время эпидемии хоронили не только на кладбище, но и на территории мон-ря, и на монастырских огородах.

После 1710 г. Ж. м. возродился, строились новый братский корпус, ограда и др. помещения. В 1719 г. в обители по завещанию был погребен еп. Пинский и Туровский Иоаким (Цеханович). После офиц. признания Римом Жировицкой иконы Божией Матери чудотворным образом на праздник Рождества Пресв. Богородицы 8 сент. 1730 г. в Жировичах состоялась торжественная коронация этого образа. Униат. Киевский митр. Афанасий Шептицький в сослужении епископов возложил на икону изготовленные в Риме золотые короны. В обители побывало до 140 тыс. паломников. По дороге из Слонима в Жировичи на средства магнатских фамилий Великого княжества Литовского, духовенства и мещан было установлено 7 триумфальных арок. Успенский собор украшали живописные композиции с изображением чудес от Жировицкой иконы.
Ж. м. имел большое значение для развития западнорус. униат. образования. С нач. XVIII в. известна школа для светских лиц при мон-ре, где учились дети дворян без различия вероисповеданий. Когда в 1709 г. возникла угроза конкуренции со стороны Слонимской резиденции иезуитов, василиане решили сохранить в Жировичах низшие и философские классы.
Сохранились тексты жировичских школьных диалогов и интермедий сер. XVIII в. на лат. и польск. языках с вставочными белорус. интермедиями (Мальдис. 1988). В 1752 г. виленские францисканцы напечатали трагедию С. Новицкого «Цицерон», поставленную в Жировичской гимназии. Эдукационная комиссия, созданная в 1773-1775 гг. для управления просвещением в Речи Посполитой, преобразовала базилианские школы в поветовое (уездное) 3-классное уч-ще. В нач. XIX в. его учеников публично экзаменовали по религ. дисциплинам, на знание родного языка, поэзии, лат., франц. и рус. языков, по тригонометрии, стереометрии, алгебре, химии, логике, риторике и праву. Из жировичских школ вышло немало церковных деятелей, в т. ч. славист М. К. Бобровский, писатель Плакид Янковский, неск. епископов.

В ХVII-XVIII вв. Ж. м. был значительным книжным центром. В 1636 г. василианская конгрегация постановила ежегодно покупать для его б-ки книги. Церковный регент Гилярион Скрозинский пожертвовал на эти цели 3500 золотых. В нач. XIX в. в Ж. м. поступили книги брестских иезуитов и василиан. В обители переписывались книги, существовала небольшая типография. В монастырской б-ке хранилось большое собрание церковнослав., старобелорус., польск., лат. рукописных и печатных книг. Так, один из основных списков Изборника Святослава 1073 г., Виленский, принадлежал Ж. м. По описи 1810 г. в б-ке Ж. м. имелось 2686 наименований печатных книг в 3867 томах, 192 книги «рукописные с хоров», 345 «рукописей разного вида», 93 «разных эстампов». В XIX в. часть библиотечного и архивного собрания Ж. м. была вывезена в Россию еп. Павлом (Доброхотовым), др. часть была передана в Виленскую публичную б-ку. Эти фонды сохранились в собрании Российской БАН (С.-Петербург) и БАН Литвы (Вильнюс). В архиве С.-Петербургского филиала (отд-ния) Ин-та истории Российской АН фонд 52 (Доброхотова) составляет 714 ед. хр. Из них большинство относится к истории Ж. м., в т. ч. документы, касающиеся владельцев Жирович, описи обители 1753, 1778, 1785, 1800, 1814, 1823, 1824 гг., ризничные описи 1731, 1735, 1755 гг. и др., списки монашествующих, учащихся школы, лит. и полемические сочинения. Часть архивов мон-ря и протоигумена василианского ордена в 20-е гг. XX в. попали во Львов (ныне в ЦГИА Украины. Львов. Ф. 603). В 1893 г. в Жировичском духовном уч-ще находилось 4 огромных шкафа с книгами василианского периода на лат. и др. языках и с польск. рукописями (Паевский Л. Жировичский и Брест-Литовский архивы // Тр. IX Археол. съезда в Вильне, 1893. М. 1895. Т. 1. С. 299-308). К 2008 г. архив Ж. м. составляли корреспонденция обители (1922-1936, 1958-1960) и Бытенского благочиния (1924-1936), личные дела архим. Тихона (Шарапова) и иером. Архипа (Тумтурова), метрики прихода в Жировичах (1835-1850), разрозненные дела 4 приходских церквей.

В 1795 г. в результате 3-го раздела Речи Посполитой Жировичи вошли в состав Российской империи. В 1810 г. в связи с реорганизацией российских греко-католич. епархий в Жировичи переместился центр Брестской униат. епархии, монастырский Успенский собор стал кафедральным. В адм. подчинении Жировичскому провинциалу находились 22 униат. мон-ря, в т. ч. Тороканский (Троканский) Богоявленский Гродненской губ., Бытенский Гродненской губ., Селецкий Преображенский Минской губ. К 1821 г. жировичским василианам принадлежали 376 крепостных. В Жировичах мон-рь владел 19 волоками земли, содержал шпиталь (богадельню) на 10 чел.

В 20-х гг. ХIX в. в обители началась подготовка к воссоединению западнорус. униатов с правосл. Церковью. Указом имп. Николая I от 22 апр. 1828 г. в Ж. м. находилась кафедра Литовских униат. епископов. 7 окт. того же года в мон-ре была открыта (вместо начального уч-ща) Греко-униат. ДС, ректором к-рой стал Антоний Зубко (впосл. архиеп. Полоцкий), один из участников процесса ликвидации Брестской унии. В 1839 г. семинария была преобразована в правосл. Литовскую ДС с низшим духовным уч-щем. В ней помимо общепринятых дисциплин большое внимание уделялось обучению живописи, пению и музыке, семинаристы пели под гитару романсы на слова А. С. Пушкина и А. Мицкевича. При василианах в мон-ре существовал оркестр, игравший по праздникам после службы; опись 1821 г. насчитывает 38 музыкальных инструментов: 2 фортепиано, 11 скрипок, 5 труб, контрабас и др.

В 30-х гг. XIX в. началось «очищение» вост. обряда униатов от католич. наслоений, в храмах Ж. м., как и во всей Литовской епархии, были упразднены боковые престолы, статуи, органы, устроены иконостасы по чину правосл. Церкви. 12 февр. 1839 г. Собор униат. духовенства в Полоцке принял акт о присоединении к Православию. Из деятелей, подготовивших воссоединение белорусско-литов. униатов, в Жировичах жили и трудились митр. Иосиф (Семашко), архиепископы Антоний (Зубко), Михаил (Голубович), епископы Павел (Доброхотов), Игнатий (Железовский), протопр. Антоний Тупальский, прот. Плакид Янковский и др. В мон-ре погребены архиеп. Минский и Бобруйский Михаил (Голубович) в крипте Явленской ц. и прот. Плакид Янковский в кладбищенской Георгиевской ц.

В 1839-1844 гг. с учреждением Литовской и Виленской епархии в Ж. м. находилась кафедра Литовского архиепископа. С 1845 г. в связи с переводом епархиального центра и духовной семинарии в Вильну в Жировичах оставлен муж. мон-рь 2-го класса и духовное уч-ще при нем. Взамен монастырских имений (в 1828 было 4 фольварка с 197 дворами), отошедших в казну, мон-рю было отведено 362 дес. 5880 саж. земли (усадебной 43 дес. 1400 саж., пахотной 117 дес. 1200 саж., сенокосной 38 дес. 80 саж., пастбищной 10 дес. 1400 саж., неудобий 9 дес. 400 саж., лесу 145 дес. 1400 саж.). Обители полагался штат из 16 чел. (архимандрит, 6 иеромонахов, 3 иеродиакона, 2 монаха, 4 послушника), на содержание к-рых выделялось 2220 р. Общий доход мон-ря с содержанием от казны и с процентами от капиталов составлял до 4,5 тыс. р. в год, из них чистый доход – до 3,5 тыс. р.

Возглавлявший Ж. м. в течение 30 лет (с 1852) архим. Николай (Редутто) осуществил капитальный ремонт и перестройку монастырского комплекса. После его обращения в дек. 1865 г. к благотворителям Российской империи Ж. м. получил значительные пожертвования. К 1867 г. мон-рь был перестроен, здания освятили соответственно рус. правосл. традиции. Во 2-й пол. ХIX в. увеличилось количество паломников в Ж. м. к чудотворному Жировицкому образу и к целебному источнику под алтарем Успенского собора, на месте явления иконы. Почитался и др. источник в лесу близ ручья Викня. Для богомольцев устраивались общие трапезы. Так, в 1898 г. на праздник Св. Троицы после литургии более 1 тыс. паломников присутствовали на обеде «при вратах обители» (Б-н П. Посещение преосв. Иоакимом, еп. Брестским, г. Слонима и м. Жировиц // Литовские ЕВ. 1898. № 26. С. 237).

Первая деревянная церковь, по преданию, была поставлена на месте явления иконы Божией Матери на грушевом дереве над источником (ныне находится под алтарем собора в честь Успения Пресв. Богородицы). Ок. 1560 г. по инициативе И. А. Солтана началось строительство каменного храма, стены к-рого в 20-х гг. XVII в., по словам иером. Феодосия Боровика, были видны на высоту копья. Однако к 1628 г. храм не был завершен, в сер. XVII в. стены были разобраны при закладке келейного корпуса мон-ря.
Собор в честь Успения Пресв. Богородицы с приделами в честь Рождества св. Иоанна Предтечи (сев.) и Покрова Пресв. Богородицы (юж.) возводился с 1629 г. Приводимая иногда в лит-ре дата сооружения (либо начала строительства) собора 1613 г. ошибочна. Лишь конгрегация 1629 г. постановила заложить церковь «в этом году после Пасхи». Ни архитектор, ни дата освящения храма неизвестны. В новейших публикациях историки архитектуры указывают различные даты окончания строительства – 1639 г. (Боровой. 2001. С. 22), 1650, 1671 гг. (Кулагiн. 2001), 1650, 1663 гг. (Слюнькова. 2002).

Согласно актам конгрегации 1661 г., работы по сооружению церкви были выполнены в основном при «старшем» (т. е. игумене) Петре Мимонском. Необходимость реставрации храма отмечают акты 1686 и 1709 гг. Успенский собор (ныне длина более 55 м, высота под куполом ок. 40 м), один из 3 крестово-купольных храмов 1-й пол. XVII в. в Великом княжестве Литовском, был выстроен в традициях католич. храмостроения Речи Посполитой кон. XVI-XVII в.- совмещение позднего маньеризма и раннего барокко. Несмотря на многочисленные перестройки, основные формы первоначального здания (преимущественно в интерьере) сохранились. Собор представляет собой 3-нефную купольную базилику с трансептом и одной полуциркульной апсидой. Зап. фасад собора был фланкирован 2 башнями. Ячейки нефов перекрыты крестовыми сводами, рукава трансепта (что совершенно нехарактерно) – купольным (сев.) и парусным (юж.) сводами. Над средокрестием возвышался обширный купол на высоком барабане. Под алтарной апсидой устроена крипта, где находится св. источник. Главный алтарь, согласно правосл. традиции, был отделен иконостасом; по католич. традиции было еще 4 боковых престола. В притворе собора устроена небольшая капелла, куда в 1664 г. поместили останки Иосафата Кунцевича (позже перенесены в Замостье), затем – еп. Иоакима Законовича. Ок. 1760 г. собор был, по-видимому, перестроен в стилистике т. н. виленского барокко, близкой к стилистике рококо позднебарочной архитектуры северо-вост. земель Речи Посполитой 30-70-х гг. XVIII в.

Совр. вид сбора сформировался после капитальной его реконструкции в XIX в., когда башни были разобраны до высоты центрального нефа, новый купол установлен без барабана и завершен большим фонарем. Снаружи все объемы выдержаны в стилистике классицизма, причем пропорции выбраны неудачно, детали не отличаются изяществом. На зап. фасад, приобретший вид растянутой по горизонтали ширмы, был наложен вертикализированный 4-колонный портик; на боковых стенах башен и рукавах трансепта появились фронтоны. По мнению нек-рых исследователей, эта реконструкция была начата в 1821 г. и закончилась после 1828 г. (Слюнькова. 2002. С. 431-432, Кулагiн. 2001. С. 82). Однако уже инвентарь 1821 г. сообщает о «вымуровке» хоров и об «окончании» отделки фасада, на к-ром были укреплены 3 иконы на медных досках и росписи (ЦГИА Украины (Львов). Ф. 684. Оп. 1. Д. 3283). После 1854 г. на фасаде еще оставались 3 пирамиды с крестами и башня с часами; иконы на медных досках и железный балкон у выхода с хоров сняты в 1867 г. (Там же. Д. 3291).

В 1832 г. свод, арки и купол были расписаны «арабесками», а столбы оформлены композициями «Крещение», «Воскресение», «Беседа с самарянкой», «Преображение», «Благовещение», «Мытарь и фарисей», в алтаре на своде – «Бог Отец в облаках», на стенах – изображения 4 евангелистов, апостолов Петра и Павла (ЦГИА Литвы (Вильнюс). Ф. 634. Оп. 1. Д. 34). В 1854 г. на арке – «Спас Нерукотворный», на своде – «Всевидящее Око», вокруг него херувимы, купол расписан маслом (ЦГИА Украины (Львов). Ф. 684. Оп. 1. Д. 3291).

Иконостас Успенского собора был изготовлен в 1732-1733 гг. столярами Петром Прелуским и Франтишком Притуцким (Баберскi В. Адзiн з шасцi // Мастацтва. 2005. № 11. С. 223). Первоначально он был полихромным (черная основа и позолоченная резьба), в 1854 г.- белым с позолотой. Иконостас имеет типичную для Белоруссии 3-ярусную структуру и состоит из местного, апостольского и пророческого рядов. Чудотворный Жировицкий образ находился в местном ряду, справа от царских врат, позже помещен слева. Во 2-м ярусе изображен «Спас на троне», окруженный 4 иконами апостолов (по 2 и 4 фигуры), в 3-м – композиция «Явление Богоматери на дереве» между 2 иконами пророков («Иезекииль и Даниил», «Иеремия и Исаия»). Иконы пророков и апостолов в 2005 г. заменены новыми в древнерус. стиле.

В храме находился бронзовый киот с мощами 20 святых и частицами Креста Господня, скалы Гроба Господня, гроба Богородицы и скалы с о-ва Патмос. В начале юж. нефа, под хорами, в полу, сохранилась надгробная плита с датой 1743 г. В храме и ризнице еще в 20-х гг. XIX в. хранилось множество художественных изделий из серебра (литургические сосуды, евангелия в окладах, подсвечники), золотая дарохранительница, украшенная драгоценными камнями. На мн. иконах были серебряные ризы. В 2008 г. в соборе хранились напрестольный крест с частицей Креста Господня; в алтаре – иконы с частицами мощей св. Иоанна Крестителя, свт. Николая Чудотворца, прп. Евфросинии Полоцкой, на престоле в алтаре – ковчег с частицами мощей вмц. Екатерины, 20 тыс. мучеников, в Никомидии сожженных, и преподобных, на Синае и Раифе убиенных, справа от царских врат главного алтаря – крест-мощевик, на левой колонне – чтимая мироточивая Казанская икона Божией Матери.

С юж. стороны к собору примыкает зимняя церковь во имя свт. Николая Чудотворца (до 1867 во имя свт. Василия Великого) – невысокое удлиненное построение. В 1847 г. был устроен иконостас, резьба и позолота выполнены в С.-Петербурге, иконы – в АХ. В 1854 г. свод был расписан (ныне забелен).
Церковь в честь Явления Жировицкой иконы Божией Матери (до 1828 в честь Рождества Пресв. Богородицы) построена в 1672 г. на месте 2-го обретения чудотворной иконы на камне после пожара.
Ок. 1769 г. однонефное здание стало длиннее и появился высокий ложный фронтон в стилистике виленского барокко. В 60-х гг. была устроена луковичная глава на граненном барабане. Почти половину пространства храма занимает алтарь, где под престолом хранился камень – «Стопа Богородицы». Из-за целебных свойств камня (помогает роженицам) паломники отбивали и уносили с собой кусочки, так что насельники были вынуждены оградить его. Церковь в честь Воздвижения Креста Господня (до 1839 в честь Страстей Христовых) расположена на самом высоком месте территории мон-ря. Она построена на средства, пожертвованные в 1716 г. женой пинского ловчего Элеонорой Головничанкой. Ансамбли кальварий, имитирующие Крестный путь Спасителя, были распространены в эпоху барокко в архитектуре католич. стран, в т. ч. и в Речи Посполитой. Храм однонефный, с тонкими высокими башнями над зап. и вост. фасадами. Согласно исследованиям В. В. Борового, церковь сооружена ок. 1730 г., накануне коронации чудотворной иконы и включает фрагменты стен храма XVI в. Внутри храма к алтарю вела лестница из 33 ступеней (к 2008 их 31), в к-рые были вложены частицы мощей святых. В 30-е гг. XIX в. мощи были изъяты из ступеней и помещены в стациональный (вертикально стоящий на круглом основании) крест. Стены церкви некогда были расписаны сценами Крестного пути Спасителя (худ. Шашалевич), еще в 1880 г. росписи сохранялись. В 30-х гг. XIX в. в храме был поставлен иконостас, в 2004 г. установлен новый.

В 20-х гг. XIX в. старинная звонница (напротив входа в Успенский собор через улицу) была перестроена в церковь-колокольню. В 1828 г. она стояла неоштукатуренная, имела 4 звона разной величины. Оформленный портиками кубический объем собственно храма служит основанием для значительно меньшего, также кубического яруса звона, перекрытого полусферическим куполом.

В сер. XVII в. в Ж. м. к югу от собора (параллельно ему) был построен 1-й каменный келейный корпус – длинное одноэтажное здание на высоком подклете. В нем располагалась домовая церковь во имя прп. Онуфрия Великого (упразднена в 1867), соединенная переходом с теплой Никольской ц. Ок. 1710 г. перпендикулярно к северо-вост. углу собора был пристроен 3-этажный корпус (в 1870 капитально перестроен архит. Т. Савичем). С 2008 г. в нем находится Минская ДАиС, на 1-м этаже устроена церковь во имя святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. На 3-м этаже нового братского корпуса (1953-1956), в помещении, где проживал на покое архиеп. Ермоген (Голубев), освящена церковь во имя сщмч. Ермогена, патриарха Московского и всея Руси.

На кладбище, отдельно от монастырского комплекса находится деревянная церковь во имя вмч. Георгия Победоносца (сер. XVIII в.). В плане однонефная церковь перекрыта высокой 2-скатной кровлей, с граненной апсидой с востока и барочным куполом над щипцом зап. фасада. Ее алтарный образ «Чудо св. Георгия о змие» (худ. Никодим Прочицкий, 1751) хранится в Музее древнебелорус. культуры Национальной АН Беларуси.

XX – нач. XXI в. В 1901 г. Ж. м. вошел в состав учрежденной в 1899 г. Гродненской и Брестской епархии. В нач. ХХ в. в Ж. м. подвизался сщмч. Александр (Петровский; впосл. архиеп. Харьковский), в 1913-1914 гг. на покое пребывал бывш. еп. Саратовский сщмч. Ермоген (Долганёв). В 1896-1906 гг. смотрителем Жировичского духовного уч-ща был П. Ф. Полянский (впосл. сщмч. Петр, митр. Крутицкий). Выпускник Жировичского духовного уч-ща сщмч. диак. Иосиф Сченснович в 1937 г. был расстрелян на полигоне Бутово.

В связи с приближением русско-герм. фронта в 1915 г. Ж. м. и его святыни были эвакуированы в глубь России, Жировицкая икона была перевезена в Москву. Единственный оставшийся в Ж. м. насельник мон. Авксентий был арестован оккупантами и отправлен в заточение. В период нем. оккупации 1915-1918 гг. здания мон-ря подверглись разграблению и осквернению. С 1918 г. началось восстановление обители, чему способствовали насельницы Гродненского и Красностокского жен. мон-рей, по возвращении из эвакуации временно остановившиеся в Жировичах.

После заключения советско-польск. Рижского мирного договора с марта 1921 г. Ж. м. находился в составе Польши. Реквизированные польск. властями нек-рые монастырские здания и часть земельных угодий отошли к сельскохозяйственной лесной школе. Указом Патриарха и Свящ. Синода от 28 сент. 1921 г. правосл. Церкви в Польше предоставлялась широкая автоно­мия. Однако польск. правительство, добиваясь полной независимости Польской Церкви от Русской, инспирировало автокефалистское дви­жение в правосл. епархиях на территории Польши (см. Польская автокефальная Православная Церковь). Ж. м. сохранял верность Московскому Патриаршему престолу. В 1922 г. указом Святейшего Патриарха Московского и всея России Тихона (Беллавина) настоятелем Ж. м. был назначен архим. Тихон (Шарапов). Его стараниями чудотворная Жировицкая икона, вывезенная в Москву в 1915 г., была тайно возвращена в обитель. В 1924 г. архим. Тихон выслан польск. властями за пределы страны.

17 сент. 1925 г. Польская Церковь незаконно объявила себя автокефальной. Но несмотря на это, мон-рь во многом сохранил каноническое устроение церковной жизни, чему способствовало пребывание в Жировичах архиеп. Пантелеимона (Рожновского), ушедшего на покой в связи с непризнанием самочинной автокефалии и стремлением к сохране­нию единства с РПЦ.

В 20-х гг. XX в. польск. власти предпринимали попытки передать мон-рь католикам. Массовые протесты правосл. населения Зап. Белоруссии, организовавшего многолюдные крестные ходы в Ж. м., сорвали планы закрытия мон-ря. Римо-католиками был захвачен и переоборудован под костел только Крестовоздвиженский храм. Наряду с Почаевской лаврой, духовным центром Варшавско-Волынской митрополии, Ж. м. стал главной святыней и оплотом Православия в Польше. В 1938 г. для духовной поддержки населения Жировицкую икону на специально устроенной повозке доставляли в города и селения Зап. Белоруссии. На празднике явления иконы (7 мая) в Ж. м. была восстановлена традиция после поздней литургии совершать крестный ход из Успенского собора к Явленской ц. с изнесением чудотворной иконы для совершения молебна. В 1938 г. в этом торжестве участвовало ок. 15 тыс. паломников и более 100 священнослужителей.

С началом второй мировой войны в 1939 г. территория Зап. Белоруссии и Зап. Украины вошла в состав СССР; епархии, ранее отошедшие к Польской автокефальной Церкви, вернулись под омофор РПЦ. Решением Патриаршего Местоблюстителя митр. Сергия (Страгородского) от 17 окт. 1939 г. управление воссоединенными территориями было поручено архиеп. Пантелеимону (Рожновскому) с пожалованием ему титула «Пинско-Новогрудский, экзарх Московской Патриархии по епархиям западных областей Белоруссии и Украины». В Ж. м. было устроено временное управление этой епархией. Наместник Ж. м. архим. Венедикт (Бобковский) в 1941 г. был хиротонисан в викарного еп. Брестского. Поселившиеся в неск. монастырских постройках красноармейцы уничтожили часовню во имя Иоанна Крестителя на ручье Викня у монастырской ограды, демонстративно, на виду богомольцев, вышедших после литургии из Успенского собора, расстреляли икону св. пророка.

С первых дней Великой Отечественной войны Ж. м. оказался на оккупированной территории. Нем. воинские части и комендатура заняли территорию Ж. м., расстреляв неск. монахов, но благодаря вмешательству архиеп. Пантелеимона и еп. Брестского Венедикта (Бобковского) вскоре были выведены из Ж. м. Явленская ц., использовавшаяся фашистами в качестве склада боеприпасов, также была очищена и возвращена обители. Находившемуся на покое в обители архиеп. Пантелеимону (Рожновскому) нем. власти предложили возглавить автокефальную Белорусскую Церковь, потребовав от него не вступать в сношения ни с Москвой, ни с Варшавой. Но, возглавив Белорусскую Цер­ковь в сане митр. Минского и Белорусского, Пантелеимон не пошел на разрыв с Предстоятелем Русской Церкви, настаивая на том, что полная автокефалия может быть получена только каноническим путем. По благословению митр. Пантелеимона насельник Ж. м. архим. сщмч. Серафим (Шахмуть) вместе со свящ. Григорием Кударенко (впосл. архим. Игнатий) были командированы для возрождения приходской жизни в Вост. Белоруссии. В 1941-1943 гг. жировичские миссионеры восстановили значительное количество приходов Минской, Витебской, Могилевской и Гомельской областей, совершили множество крещений. В 1944 г. архим. Серафим был арестован органами НКВД по ложному обвинению в «пособничестве оккупантам» и замучен в лагере. В 1942-1943 гг. наместником Ж. м. был подвижник архим. Серафим (Кудрявцев). Могила его за алтарем ц. в честь Явления Жировицкой иконы Божией Матери почитается как местными жителями, так и паломниками из Польши.

В сент. 1944 г., после освобождения Белоруссии от немецко-фашистских захватчиков, Ж. м. перешел под упр. архиеп. Минского Василия (Ратмирова). В 1945 г. часть зданий обители занял сельскохозяйственный техникум. В том же году в Ж. м. были открыты богословско-пастырские курсы, в 1947 г. при архиеп. Минском Питириме (Свиридове) преобразованные в Минскую ДС. До закрытия духовной школы (1964) ректоры семинарии, как правило, одновременно являлись наместниками Ж. м. (архимандриты Митрофан (Гутовский) и Леонтий (Бондарь)). В 1953-1956 гг. в Ж. м., на юго-востоке от Явленской ц., был построен новый 3-этажный корпус семинарии. В 1956-1963 гг. при наместнике и ректоре архим. Антонии (Мельникове) были отреставрированы Никольская, Явленская и Крестовоздвиженская церкви и начата настенная роспись Успенского собора. Архим. Антоний подготовил магист. дис. «Жировицкий монастырь в истории западных русских епархий» (1964). В 1959 г. в Ж. м. поступил афонский постриженик иером. Иероним (Коваль; † 1964), впосл. духовник и старец насельников и мирян. Могила его за алтарем Георгиевской ц. почиталась паломниками. 19 сент. 2006 г. останки старца перезахоронили на территории Ж. м. за алтарем Крестовоздвиженской ц., рядом с могилой его ученика, старца схиархим. Митрофана (Ильина). В 1960 г. в Жировичи прибыли ок. 70 насельниц закрытых Гродненского и Полоцкого жен. мон-рей. Сестры привезли в Жировичи святыни – мироточивую Владимирскую икону, список Красностокской иконы Божией Матери, иконы с частицами мощей вмч. Пантелеимона, прп. Евфросинии Полоцкой и др.

В 1963 г. располагавшаяся в Ж. м. семинария была закрыта, начался новый этап притеснений братии, прекращен доступ паломников к источнику под алтарем Успенского собора, часть монастырских строений была занята под больницу. Наместник мон-ря в 1963-1969 гг. архим. Михей (Хархаров; впосл. архиеп. Ярославский), отстаивал право Ж. м. на существование. В 1965-1978 гг. в Ж. м. проживал на покое архиеп. Ермоген (Голубев). С мон-рем, уч-щем и семинарией были связаны такие иерархи РПЦ как митрополиты Иоанн (Снычёв) и Леонтий (Бондарь), архиепископы Даниил (Юзвьюк), Димитрий (Маган), Феодосий (Ковернинский), Боголеп (Анцух), Пимен (Хмелевский), Максим (Кроха), Афанасий (Кудюк), Софроний (Будько), Антоний (Черемисов), Константин (Горянов), епископы Мисаил (Крылов), Иннокентий (Сокаль), Софроний (Ющук), Иоанн (Хома), Серафим (Белоножко), Леонид (Филь) и др. В 1970-1987 гг. наместником Ж. м. был архим. Константин (Хомич; впосл. архиеп. Брестский и Кобринский). При нем в обители подвизался эконом игум. Евфимий (Байдаков; впосл. схиархим. Порфирий († 1994)).

В 1978 г. священноархимандритом Ж. м. стал митр. Минский и Белорусский Филарет (Вахромеев), по инициативе и при участии к-рого в обители организованы ежегодные курсы для духовенства, не имевшего систематического духовного образования, прошел Епархиальный съезд клира и мирян Минско-Белорусской митрополии (1988), проходят конференции и др.

В 1980 г. благочинный обители архим. Афанасий (Курдюк) был хиротонисан во епископа Пинского, викария Минской епархии. С 1985 г. в Ж. м. проживал архим. Иоанн (Маслов), ставший духовником обители. В 1987-1990 гг. наместником был архим. Стефан (Корзун). В 1989 г. в стенах Ж. м. возрождена Минская ДС, освящение к-рой совершил 23 июля 1989 г. Патриарх Антиохийский и всего Востока Игнатий IV. Ректором семинарии был наместник архим. Стефан (Корзун), а инспектором – благочинный игум. Гурий (Апалько), послушание духовника исполнял архим. Иоанн (Маслов). 4 марта 1990 г., после хиротонии наместника и ректора архим. Стефана (Корзуна) во епископа Пинского и Лунинецкого, наместником назначен архим. (впосл. архиепископ) Гурий (Апалько), к-рый исполняет эту должность и в наст. время. В Ж. м. создавалась и 1-я в истории Белорусской Православной Церкви ДА. 16 сент. 1999 г. в Ж. м. состоялся 1-й выпуск Минской ДА им. свт. Кирилла Туровского.

С 1992 г. в связи с возрождением на территории Гродненской обл. самостоятельных епархий Ж. м. имеет статус ставропигиального и подчиняется непосредственно Патриаршему экзарху всея Беларуси.

Ж. м. посещали Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II (16 июня 1991 и 20 мая 2002), предстоятели Поместных Православных Церквей – митр. всея Америки и Канады Феодосий (Лазар), митрополиты Варшавские и всея Польши Василий и Савва, митрополиты Чешских земель и Словакии Николай и Христофор, Президент Республики Беларусь А. Г. Лукашенко и др. Монастырский комплекс внесен в список историко-культурного наследия республиканского значения. Ж. м. является духовным центром Белорусского Экзархата и самой крупной муж. обителью в Республике Беларусь (более 40 насельников). К нач. XXI в. старейшим насельником Ж. м. был схиархим. Митрофан (Ильин; 1915-2006).
Источники и литература
Источники:
1) Borowik Th. Histiria abo Powiesc zgodliwa przez pewne podanie ludzi wiary godnych, o obrazie… panny Maryey Zyrowickim cudotwornym… W powieæie Slonimskim, y o rozmátych cudách… pilnie zebrána y… to drugi ráz w druk podána. Wilno, 1628 (рус. пер.: Жукович П. Н. Неизданное рус. сказание о Жировицкой иконе Божией Матери (в связи с историей рус. дворянского рода Солтанов Жировицких) // ИОРЯС. 1912. Т. 17. Кн. 2. С. 175-249); Volumina Legum. Petersburg, 1859. Т. 4. S. 381, 474; АСЗР. 1869. Т. 6;
2) Крамко I., Мальдзiс А. Невядомы помнiк старабеларускай пiсьменнасцi // Беларуская лiнгвiстыка. Мiнск, 1983. Вып. 23. С. 52-53.

Литература:
1) Мат-лы для географии и статистики России, собр. офицерами Генерального штаба. СПб., 1863. Т. 5: Гродненская губ / Сост.: П. О. Бобровский. Ч. 2. С. 1064-1070;
2) Stebelski J., ks. Kongregacye albo kapituly Generalne Basylianskie // Scriptores Rerum Polonicarum. Kraków, 1874. T. 4. S. 343-354;
3) Добрянский Ф. Н. Описание рукописей Виленской публ. б-ки, церковно-слав. и рус. Вильна, 1882; 4) Орловский Е. М. Жировицы: (Кр. ист. описание) // Виленский календарь на 1894 г. Вильна, 1893. С. 217-230;
5) Паевский Л. C., свящ. Древнее сказание о Жировицах и о чудотворном образе Жировицкой Богоматери. Гродна, 1897;
6) Lorentz S. Wycieczki slonimskie. Slonim, 1933; Urban J., ks. W Byteniu i Zyrowicach // Оriens. Kraków, 1938. ¹ 1/2. S. 19-20;
7) Антоний (Мельников), архим. Жировицкий мон-рь в истории западнорусских епархий: Дис. Од., 1964. Ч. 1-3. Маш.;
8) Асiпчык А. А. Жыровiчы: Гiстарычны нарыс. Клiўленд (ЗША), 1980;
9) Шматаў В. Ф. Жыровiцкае Евангелле // Энцыклапедыя лiтаратуры i мастацтва Беларусi. Мiнск, 1985. Т. 2. С. 463; Мальдис А. И. Жировичи как центр лит. жизни // Христианизация Руси и белорус. культура: Мат-лы конф. Минск, 1988. Маш.;
10) Mironowicz A. Jozafat Dubieniecki: Historia cudownego obrazu Zyrowickiego // Rocznik teologiczny. Warsz., 1991. Т. 33. N 1. S. 195-218;
11) Нiкалаеў М. Палата кнiгапiсная: Рукапiсная кнiга на Беларусi ў X-XVIII ст. Мiнск, 1993;
12) Супрун В. Р. За смугою часу: (Даследваннi i меркаваннi). Мiнск, 1994;
13) Лазарева Д. И. Ранние этапы истории Жировичского мон-ря по письменным источникам // Веснiк Беларускага дзаржаўнага ун-та. Сер. 3. 1996. № 1. С. 6-9;
14) Кулагiн А. М., Ярашэвiч А. А. Жыровiцкi Свята-Успенскi ман-р // Беларуская Энцыклапедыя. Мiнск, 1998. Т. 6. С. 471-472;
15) Боровой Р. В. Загадки Жирович // Архитектура и строительство. 2001. № 1. С. 20-23;
16) Кулагiн А. М. Жыровiчы. Свята-Успенскi муж. ман-р // Он же. Праваслаўныя храмы на Беларусi: Энцкл. даведник. Мiнск, 2001. С. 81-84;
17) Попов В. По страницам жировичских конволютов // Ступени. Минск, 2001. № 4(5). С. 37;
18) Слюнькова И. Н. Мон-ри вост. и зап. традиций: Наследие архитектуры Беларуси. М., 2002. С. 425-439;
19) Гавриила (Глухова), игум. История Жировицкого Св.-Успенского мон-ря по письменным источникам, преданиям и свидетельствам современников. М., 2004;
Made on
Tilda