статья
ЖИРОВИЧИ: ПАМЯТНИКИ И ПАМЯТНЫЕ МЕСТА, СВЯЗАННЫЕ С ИМЕНЕМ МИТРОПОЛИТА ИОСИФА (СЕМАШКО)
протодиакон Георгий Петрович Пшенко
кандидат богословия, преподаватель Минской духовной семинарии
С каждым годом время все дальше и дальше удаляет нас от тех эпохальных событий второй четверти XIX в., когда по инициативе архиерея-воссоединителя епископа Иосифа (Семашко) полтора миллиона белорусских и украинских униатов, разорвав вековые оковы латинства, возвратилось в лоно Единой Святой Соборной Апостольской Православной Церкви. И естественно, с течением времени забываются те памятные места и утрачиваются памятники, которые связаны с именем митрополита Иосифа. Немалую роль в деле забвения нашей исторической памяти сыграли гонения на Православную Церковь на территории Западной Беларуси в период вхождения ее в состав второй Речи Посполитой (1921–1939 гг.), а затем Советского государства (1939–1941, 1944–1991 гг.).

Тем не менее, несмотря на все сложности и перипетии, в Жировичах сохранился ряд памятников и памятных мест, связанных с именем митрополита Иосифа (Семашко). Постараемся рассмотреть их в хронологическом порядке в связи с жизнью и деятельностью владыки Иосифа.
Митрополит Иосиф (Семашко)
1798-1868
По инициативе члена униатского департамента Петербургской римско-католической коллегии Иосифа Семашко в конце 20-х гг. XIX в. в униатской церкви начались преобразования, направленные на сближение, а в последующем на объединение униатов с Православной Церковью. Указом императора Николая I от 22 апреля 1828 г. из четырех униатских епархий были оставлены две: Белорусская с центром в Полоцке и Литовская с центром в Жировичском монастыре. При каждой епархии была учреждена консистория, семинария и низшее духовное училище. [16].

О значении Жировичского монастыря в деле воссоединения униатов так отзывался митрополит Иосиф:
Премудрый Зиждитель, избравший смиренный вертеп Вифлеемский для рождения от Пречистой Девы Единородного Своего Сына, избрал для обновления Церкви Литовской не блестящий град, а смиренный уголок, находящийся под особенным покровом Пречистой Девы, прославленной в чудотворной иконе Жировицкой. Здесь православные христиане благостию Божией, предстательством Небесной Владычицы, преобразились мы верою, возвратясь к чистым догматам древней Православной Церкви; преобразились духом, возвратясь к постановлениям и сообществу с родной нашей матерью – Всероссийской Церковью; преобразились сердцем, обновя чувства родственной любви к великому нашему русскому племени и русскому Отечеству. Здесь старцы с радостным умилением видели возвращение к прежнему церковному порядку, которому они следовали по большей части в начатках своей жизни. Здесь зрелые мужи взвешивали прошедшее с настоящим, хитросплетения лжи со светлыми указаниями здравого смысла; и преклонили умы и сердца свои перед непреложной истиной. Здесь юноши, приобретая отличное умственное образование в истинном духе Христианской Православной Церкви, учились любить вместе с сей духовной своей матерью и земное свое отечество – Русь Православную.[6]
Поэтому неудивительно, что польский католический историк, писатель и публицист Валерьян Харкевич (1890–1950) назвал Жировичи «гробом унии»[8].
Успенский собор. Современное фото.
Главный храм Жировичской обители – Успенский собор – был кафедральным собором Литовской епархии. Как вспоминал митрополит Иосиф, духовенство собора было подобрано из лиц благонадежных. При соборе в период подготовки к воссоединению было организовано обучение униатского духовенства правильному совершению богослужения.
Здесь то, – писал владыка, – в течение шести лет перебывало почти все духовенство Литовской епархии. Каждый священник, в каком-нибудь отношении сомнительный, вызывался сюда поочередно для обучения правильному богослужению и здесь, в здравой среде, при благонамеренных наставлениях и примерах получал совершенно другое направление. Монашествующие для сей же цели были помещаемы при соборе…[4]
Труды владыки Иосифа принесли свои добрые плоды. Как он сам вспоминал впоследствии «… через шесть лет духовенство и паства Литовской епархии были готовы к воссоединению с Православной Церковью, тогда как епархия Белорусская, издавна лучше к сему подготовленная, едва ли не сделала обратного шага»[4].

Жировичский монастырь. Литография с гравюры
А. Кюлевайна
1-ой пол. XIX в.



Примерно так выглядел Успенский собор и монастырь во время пребывания владыки Иосифа в Жировичах.

Другим шагом, предпринятым епископом Иосифом к сближению униатов с Православием, было запрещение употребления органов как в Жировичском кафедральном соборе, так и в других храмах Литовской епархии, так что к 1836 г. органов в храмах уже не было[4].













Хора в западной части Успенского собора, где некогда размещался орган.

Современное фото


В 1833 г. епископ Иосиф (Семашко) стал правящим архиереем Литовской епархии[14] и с этого времени регулярно совершал богослужения в Жировичском соборе. Особенно торжественным было богослужение в соборе осенью 1839 г. по случаю воссоединения униатов с Православной Церковью с участием искони православного и присоединившегося из унии духовенства[4].

Как уже упоминалось, в результате преобразовательных мер в Литовской епархии была открыта семинария. Открылась она при Жировичском монастыре в 1828 г. и именовалась Литовской. Одной из ее задач была подготовка новых священников, готовых поддержать сближение, а потом и объединение с Православной Церковью униатов. После Полоцкого церковного собора 1839 г. семинария стала православной, а в 1845 г. была переведена в город Вильно[9].
Минская духовная семинария. Современное фото.
Размещалась семинария в большом каменном трехэтажном здании, построенном в 1760 г.[2], примыкающем к Успенскому собору. В связи с открытием семинарии были проведены большие строительные мероприятия по перепланировке здания с целью приспособления внутренних помещений под классы и кабинеты, жилье для учащихся и другие нужды семинарии, а также кельи монастырской братии, продолжавшей занимать часть трехэтажного корпуса[2]. Митрополит Иосиф (Семашко) в своих автобиографических записках упоминает, что в 1833 г. им были испрошены «5000 рублей ассигнациями на устройство в Жировицах семинарских зданий»[4].
В Церковно-археологическом музее Минской духовной семинарии хранятся документы, относящиеся к периоду нахождения Литовской духовной семинарии в Жировичах: это письмо на польском языке, предположительно студента Литовской семинарии, и учебная проповедь на латыни 1830-х гг.



Письмо на польском языке.

1830-е гг.

Из собрания ЦАМ МинДС






Проповедь на латыни.

1830-е гг.


Из собрания ЦАМ МинДС
Одним из сподвижников митрополита Иосифа был архиепископ Михаил (Голубович), который принял активное участие в подготовке униатской церкви к воссоединению с Православием. Владыка Михаил (в миру Михаил Алексеевич Голубович) родился в 1800 г. в Брестском уезде Гродненской губернии. В 1823 г. окончил Свислочскую гимназию, в 1828 г. Главную семинарию при Виленском университете со степенью магистра богословия. После открытия семинарии в Жировичах в 1828 г. был назначен профессором догматического богословия и немецкого языка. В том же году вступил в брак с дочерью другого сподвижника владыки Иосифа председателя Литовской духовной консистории (впоследствии протопресвитера) Антония Тупальского и был рукоположен во священника. В 1829 г. ему была присвоена степень доктора богословия. В 1835 г. возведен в сан протоиерея и назначен вице-председателем Литовской консистории. Впоследствии он овдовел, принял монашество и в 1839 г. был рукоположен в епископа Пинского, викария Литовской епархии. В 1848 г. назначен епископом Минским и Бобруйским. В 1853 г. возведен в сан архиепископа. С 1868 г. ушел на покой и поселился в Жировичском монастыре[14].

архиепископ Михаил (Голубович)

1800–1881
Архиепископ Михаил жил в собственном доме, считавшимся лучшим в местечке Жировичи[22]. «Я заходил часто на чай к моим починенным, – вспоминал впоследствии митрополит Иосиф (Семашко) в своих Записках. – Любил особенно бывать, в доме нынешнего Минского Преосвященного Михаила, жившего с прекрасным семейством протопресвитера Тупальского, отца покойной его жены»[4].

Преосвященный Иосиф, во время своих долгих пребываний в Жировичах жил в доме архиепископа Михаила. Владыка Иосиф нигде не чувствовал себя так хорошо, как в Жировичах. Там он чувствовал себя любимым отцом большого семейства[8].


















Дом архиепископа Михаила (Голубовича) в Жировичах.
Современное фото
Церковный историк Григорий Яковлевич Киприанович (1846–1915) в своем труде «Жизнь Иосифа (Семашко), митрополита Литовского и Виленского, и воссоединение западно-русских униатов с Православной Церковью в 1839 г.» так описывает эту семейную обстановку: «Преосвященный часто любил сидеть на балконе красивого деревянного домика, принадлежащего викарному архиерею (т.е. епископу Михаилу (Голубовичу) – П.Г.), за которым находился прекрасно устроенный сад. Вокруг владыки садились наставники семинарии и члены консистории. В этом, как бы семейном кружке, велась веселая непринужденная беседа, в которой владыка принимал самое живое участие. Между тем в саду архиерейские певчие пели песни, а семинаристы играли, резвились и получали угощение за счет владыки»[8].

У митрополита Иосифа и архиепископа Михаила совпадали не только служебные взгляды, но и эстетические. Они оба были тонкими ценителями искусства и имели большие собрания картин [8]. Все стены дома архиепископа Михаила были увешаны в дорогих рамах богатыми картинами. В течение своей жизни владыка Михаил собирал картины их всех мест и у разных лиц. У него была даже картина из Америки. Свою богатую коллекцию Преосвященный Михаил завещал пожертвовать в пользу учрежденного им женского училища в Жировичах[22].

Сохранилось упоминание, что во время пожара в Жировичах 10 апреля 1863 г. дом владыки Михаила едва не сгорел.
Искры валились на ветхую крышу монастырской гостинницы – описывал это событие современник – и на дом со всеми постройками, некогда принадлежавший Высокопреосвященнейшему архиепископу М[ихаилу]. Деревья, охранявшие этот дом, давно уже сгорели, забор тоже, загорелась уже и крыша над колодцем, позади дома… Огонь усиливался все более и более и истребив по направлению ветра забор а[рхиепископа] М[ихаила]… охватывал уже самый дом а[рхиепископа] М[ихаила]… И в эту тяжкую минуту, когда никакая земная сила не могла поручиться за спасение смежных домов и обители, явилась небесная помощь… Пожар начал приметно ослабевать. Искры, падавшие за минуту на дом и все строения а[рхиепископа] М[ихаила] и на монастырскую гостинницу, отлетали назад и неслись на пруд монастырский, не причиняя никакого вреда… »[10].
Умер архиепископ Михаил (Голубович) в 1881 г. и был погребен, согласно его завещанию, под алтарем Явленской церкви Жировичского монастыря[14].









Могила архиепископа Михаила (Голубовича) под алтарем Явленской церкви.

Современное фото

Еще одним сподвижником митрополита Иосифа (Семашко) был доктор богословия, протоиерей Плакид Гаврилович Янковский (1810–1872). С 1830 г. – он профессор Литовской духовной семинарии. Преподавал польскую литературу, французский язык, Священное Писание, догматическое богословие, латинский язык. Был женат на дочери вышеупомянутого председателя Литовской духовной консистории Антония Тупальского Елене. Помимо преподавания в семинарии Плакид Янковский исполнял обязанности заседателя Литовской консистории, курируя строительные дела. По поручению епископа Иосифа (Семашко) неоднократно проводил беседы с духовенством, в которых объяснял значение и необходимость возрождения в униатской церкви православных обрядов. Он был единственный из всех преподавателей семинарии, кто воспользовался привилегией, данной униатскому духовенству: не носил бороду и рясу. Владыка Иосиф (Семашко), понимая его симпатии к старым униатским привычкам, не принуждал менять их, а только подшучивал. «Передайте Янковскому, – говорил митрополит, – что теперь все носят бороду и что даже сам папа хочет отпустить ее»[14].

Протоиерей Плакид Гаврилович Янковский

1810–1872
Протоиерей Плакид Янковский был очень одаренным человеком, знал несколько языков: русский, польский, латинский, французский, немецкий, английский, итальянский и частично греческий и еврейский. Кроме того, был талантливым писателем[14].

О. Плакид очень любил Жировичи и последние 14 лет жизни провел здесь. О Жировичах он отзывался мягко и тепло:
Это место настолько красивое, настолько счастливое…, что каждый раз… отдыхаю тут целыми днями так радостно, ощущая, так сказать, такие сладость и запах вокруг, что вынужден говорить себе вечером: "Ох, тут бы мне жить и умереть…"[20].
Умер протоиерей Плакид Янковский в 1872 г. и похоронен рядом с женой в склепе под Георгиевским кладбищенским храмом в Жировичах[14].













Георгиевский кладбищенский храм в Жировичах.

Могильная плита в Георгиевском храме над захоронением протоиерея Плакида Янковского и его супруги Елены.

Современное фото
Сподвижником Преосвященного Иосифа (Семашко) был профессор протоиерей Ипполит (в униатстве Фердинанд) Гомолицкий (1804–1846) – секретарь, затем инспектор, а впоследствии ректор Литовской духовной семинарии в Жировичах. Один из немногих преподавателей, кто изначально знал русский язык. В разные годы преподавал пастырское, нравственное, догматическое богословие, гомилетику, библейскую историю, русский язык и русскую историю. Был женат на сестре протоиерея Плакида Янковского Анне. Протоиерей Ипполит принимал активное участие в подготовке униатской церкви к воссоединению. Входил в специально созданную комиссию из преподавателей семинарии, которая обучала униатское духовенство Литовской епархии чтению на церковнославянском языке и православным обрядам[14].

В Жировичах на кладбище на Георгиевской горке, сохранилась могила с надгробной металлической плитой Тита Игнатьевича Гомолицкого (1820(?)–1883). Т.И. Гомолицкий окончил Литовскую духовную семинарию в Жировичах, учился в Санкт-Петербургской духовной академии, но по болезни не смог завершить курса обучения. Был преподавателем Жировичского духовного училища и секретарем училищного правления[7]. У протоиерея Ипполита Гомолицкого были два старших брата: Михаил – профессор физиологии медицинского факультета Виленского университета и Игнатий – брестский каноник, впоследствии протоиерей, член духовной консистории[19]. По всей видимости, Т.И. Гомолицкий приходился племянником протоиерею Ипполиту Гомолицкому[3].
















Могила Т.И. Гомолицкого на жировичском кладбище.

Современное фото.


Рядом с могилой Т.И. Гомолицкого находится могила, по всей видимости, его сына – Никодима Гомолицкого (1860(?)–1876). Никодим Гомолицкий учился в Жировичском духовном училище в 1872–1876 гг.[9] Обучаясь на последнем Четвертом курсе в 1875/1876 учебном году, он проболел почти весь учебный год и правление училища решило оставить его на повторный курс в том же классе и не лишать того содержания, которым он пользовался[9]. Но в новом 1876/1877 учебном году Никодим недолго смог обучаться – он умер 13 декабря 1876 г.

Известно, что ключарь Виленского кафедрального собора, член Литовской духовной консистории протоиерей Виктор Иоаннович Гомолицкий (1815–1889) был женат на сестре митрополита Иосифа (Семашко) Елене[5]. Протоиерей Виктор приходился двоюродным братом протоиерею Ипполиту Гомолицкому.[13] Митрополит Иосиф в своих Записках упоминает, что оба священнослужителя до переезда в Вильно жили со своими семьями в Жировичах, владыка часто заходил к ним на чай и в их домах «бывал как бы в собственной семье»[4].

Могила Н. Гомолицкого на жировичском кладбище.
Современное фото.
В своих Записках митрополит Иосиф (Семашко) упоминает Луцкого униатского епископа Кирилла (Сероцинского), родного брата своей матери[4]. На жировичском кладбище сохранились захоронения потомственного дворянина Григория Демьяновича Сероцинского (1814–1891) и его супруги Надежды Осиповны Сероцинской (1832(?)–1904). Г.Д. Сероцинский являлся родственником митрополита Иосифа: епископ Кирилл (Сероцинский) был двоюродным братом священника Демьяна Сероцинского – отца Г.Д. Сероцинского. Григорий Демьянович происходил из дворян Подольской губернии, в 1838 г. окончил Литовскую духовную семинарию со званием студента, в 1850–1872 гг. трудился в должности инспектора и преподавателя Жировичского духовного училища. По отзывам современников, это был примерный христианин и самоотверженный труженик на ниве духовного просвещения [22, с. 7-10].

Таким образом, можно утверждать, что на сегодняшний день на жировичском георгиевском кладбище сохранились захоронения родственников митрополита Иосифа (Семашко).

На том же кладбище имеется захоронение одного из первых преподавателей Литовской духовной семинарии профессора Карла (в православии Карпа) Фелициановича Вронского (1803–1885). Карл Фелицианович происходил из священнической семьи, в семинарии преподавал математику, а также занимал должности секретаря правления (1836–1839), помощника инспектора (1839–1840) и инспектора (1840–1843). По отзыву современников он «принадлежал к той счастливой плеяде тружеников Жировичской семинарии, подготовителей воссоединения унии с Православием, о которой память навсегда сохранится в истории семинарии и епархии» [12]. К.Ф. Вронский приписывал своему влиянию переход на сторону митрополита Иосифа (Семашко) опасного для дела воссоединения базилианского протоархимандрита (впоследствии епископа) Иосафата (Жарского)[12].

К.Ф. Вронский был женат на дочери протопресвитера Антония Тупальского Софии и приходился родственником по линии жены архиепископу Михаилу (Голубовичу) и протоиерею Плакиду Янковскому[15]. Похоронен Карл Фелицианович в одном склепе со своей супругой.
















Могилы Г.Д. и Н.О. Сероцинских на жировичском кладбище.

Современное фото

















Могила К.Ф. Вронского и его супруги Софии на жировичском кладбище.

Современное фото.

В 1836 г. пожар уничтожил здание Литовской духовной консистории. Митрополит Иосиф вспоминал об этом так: «В сем же году (1836-м – П.Г.) сгорел случайно в Жировичах в марте месяце деревянный дом, в котором помещалась Литовская консистория, и с ним истреблена большая половина дел. От сего возникли большие затруднения, но в некоторых отношениях я мог действовать свободнее»[4].

Благодаря сохранившимся описаниям пожара 1836 г.[10] нам удалось определить, что здание Литовской духовной консистории находилось предположительно на месте нынешнего здания кафе «Жыровіцы».













Предположительно на месте кафе «Жыровіцы» находилось здание Литовской духовной консистории.

Современное фото
В заключение нам хотелось бы сказать о двух раритетах, хранящихся в Церковно-археологическом музее Минской духовной семинарии. Первый – одно из первых изданий проповедей владыки Иосифа – «Семь слов Синодального члена, Иосифа, архиепископа Литовского и Виленского, говоренные при важнейших случаях служения» 1848 года издания с памятной надписью святителя: «Андрею Николаевичу Муравьеву. На память от – А. Иосифа». Андрей Николаевич Муравьев (1806–1874) – известный в свое время духовный писатель, историк, путешественник по святым местам[15]. Данная надпись дает основание утверждать, что владыка Иосиф был знаком с А.Н. Муравьевым. Известно, что в 1839 г. для Литовской епархии на каждое благочиние определением Святейшего Синода бесплатно была выслана книга А.Н. Муравьева «История Российской Церкви»[4]. Возможно, это послужило поводом для знакомства Преосвященного Иосифа с Андреем Николаевичем.





«Семь слов Синодального члена, Иосифа, архиепископа Литовского и Виленского, говоренные при важнейших случаях служения» 1848 года издания с памятной надписью святителя.

Из собрания ЦАМ МинДС


Второй раритет – оригинальная фотография, на которой запечатлен почивший митрополит Иосиф (Семашко) в гробу. Фотография произведена в мастерской Бржозовского и доктора Страуса (иначе – Штрауса). Это было одно из первых на белорусско-литовских землях фотографическое ателье, располагавшееся на улице Мостовой в Вильно. Иосиф Бржозовский являлся предпринимателем, а Александр Штраус – выпускником Санкт-Петербургской академии художеств, одним из тех, кто в середине XIX века увлекся новым способом отображения окружающего мира – фотографией.








Оригинальная фотография, на которой запечатлен почивший митрополит Иосиф (Семашко) в гробу.

Из собрания ЦАМ МинДС


С 1864 по 1869 гг. Бржозовский и Штраус совместно владели фотомастерской на улице Мостовой: Бржозовский вел дела, а доктор Штраус занимался изготовлением художественных фотоснимков. Именно он с помощью фотокамеры запечатлел тело почившего владыки Иосифа в гробу, окруженное атрибутами архиерейского сана. То, что автором найденной фотографии являлся профессиональный художник, в полной мере объясняет композиционную органичность сделанного изображения и его художественную безупречность. Доктор Штраус сфотографировал покойного владыку, когда гроб с его телом находился в Вильно в личных апартаментах митрополита утром 7 декабря 1868 г[17].
Таким образом, рассмотренные нами памятники и памятные места в Жировичах, связанные с именем митрополита Иосифа (Семашко), позволяют вживую прикоснуться к жизни и деятельности архиерея-воссоединителя, изменившего исторический путь белорусского народа. Со временем могут быть выявлены другие памятники и памятные места, которые могут помочь более полноценно изучить и осмыслить события одного из самых важных моментов в истории нашего Отечества.
Источники и литература
1. Адрес-календарь должностных лиц Литовской епархии на 1863 г. // Литовские епархиальные ведомости. – 1863. – № 4. – С. 104–112.
2. Борисович, С.И., Адамович, С.Ф. Комплексные научные изыскания и реставрационные работы по корпусу Минской высшей духовной семинарии, трапезной и хозяйственным строениям Свято-Успенского Жировичского монастыря. Здание МВДС. Историко-архивные и библиографические изыскания. Альбом №3. – Минск, 2000. – 30 с.: илл. / Архив Успенского Жировичского ставропигиального мужского монастыря.
3. Воспоминания Софии Титовны Цебриковой (1874–1967) // Новогрудские епархиальные ведомости. – 2007. – №1. – С. 12–19.
4. Записки Иосифа, митрополита Литовского, изданные Императорской академией наук по завещанию автора: в 3 т. – Санкт-Петербург: типография Императорской академии наук, 1883. – Т. 1. – VIII+746 с.: илл. Т. 3. – IV+1402 стб.: илл.
5. Послужной список кафедрального протоиерея Виктора Иоанновича Гомолицкого // Литовские епархиальные ведомости. – 1889. – № 40 (неофициальный отдел). – С. 345–347.
6. Синодального члена, Высокопреосвященного Иосифа, митрополита Литовского и Виленского, слова и приветствия, сказанные при важнейших случаях служения. – Санкт-Петербург : Полиграфическое заведение Баумана, 1860. – VIII+112 с.
7. Формулярный список о службе учителя среднего отделения Кобринского уездного духовного училища коллежского регистратора Тита Гомолицкого (1859 г.) / Личный архив протоиерея Г.В. Логина.
8. Антоний (Мельников), архимандрит. Жировицкий монастырь в истории Западно-русских епархий: дис. … магистр. богосл.: в 3 ч. / архимандрит Антоний (Мельников) – Одесса, 1964. – Ч. 1. – 130 с.
9. Денисюк, Н. «Литовские епархиальные ведомости» как источник по истории Жировицкого духовного училища в 1872–1877 гг.: дипломная работа / Н. Денисюк – Жировичи, 2014. – 83 с.
10. Жировицкая чудотворная икона Божией Матери и Жировицкая обитель. – Вильна: Типография Осипа Блюмовича, 1867. – 30 с.
11. Карл Фелицианович Вронский [Электронный ресурс] / сайт священника Гордея Щеглова. – Режим доступа : http://scheglov.by. – Дата доступа : 06.12.2017
12. Карл Фелицианович Вронский (некролог) // Литовские епархиальные ведомости. – 1885. – № 38 (неофициальный отдел). – С. 369–370.
13. Киселев В. Священник Плакид Янковский. Исторический очерк / Владимир Киселев // Новогрудские епархиальные ведомости. – 2005. – № 5 (66). – С. 6–7.
14. Муравьев Андрей Николаевич // Энциклопедический словарь / сост. Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон. – Санкт-Петербург : Типография И.А. Ефрона, 1897. – Т. 20 (Московский университет – Наказания исправительные). – IV+480 с.: илл.
15. Носко, Михаил, протоиерей. Униатская церковь в первой трети XIX века: движение к воссоединению с Православием / протоиерей М. Носко. – Минск: Свято-Елисаветинский монастырь, 2014. – 204 с.: илл.
16. Петров Леонид, протоиерей. Справочный богословский преимущественно церковно-исторический словарь / протоиерей Л. Петров. – Санкт-Петербург : Типография Департамента уделов, 1889. – 294 с.
17. Романчук, Александр, протоиерей. Иосиф (Семашко), митрополит Литовский и Виленский: жизнь и служение / протоиерей А. Романчук. – Минск: Братство во имя св. Архистратига Михаила, 2012. – 182 с.
18. Романчук, Александр, протоиерей. Неизвестная фотография митрополита Литовского и Виленского Иосифа (Семашко) / протоиерей А. Романчук // Хронос. – 2017. № 4. – С. 83–90.
19. Юркевич, профессор. Исторический очерк Литовской духовной семинарии / проф. Юркевич // Литовские епархиальные ведомости. – 1866. – № 19. – С. 813–816.
20. Янковский, П., протоиерей. Виленский кафедральный протоиерей Ипполит Гомолицкий // Литовские епархиальные ведомости. – 1863. – № 9. – С. 303–316.
21. Янковский, П. Записки сельского священника / П. Янковский. – Минск: Свято-Петро-Павловский собор, 2004. – 380 с: илл.
22. Z. Григорий Демьянович Сероцинский, б[ывший] инспектор Жировичского духовного училища (некролог) // Литовские епархиальные ведомости. – 1892. – №1 (неофициальный отдел). – С. 7–10.
23. Z. Местечко Жировицы и его достопримечательности // Литовские епархиальные ведомости. – 1880. – №49 (неофициальный отдел). – С. 422–426.
Made on
Tilda