— Некоторые утверждают, Высокопреосвященнейший Владыко, что глобальные беды человечества, как правило, спровоцированы его потребительским отношением к жизни и окружающей среде. Так ли это, по Вашему мнению, и что побуждает людей действовать во вред себе, какие страсти это порождают?
— Думаю, самолюбие. Оно, как бездонный мешок, вмещает в себя множество негативных составляющих — эгоизм, упрямство, зависть, своеволие, самоуверенность. Ему трудно противостоять, особенно если у человека нет духа жертвенности, которая сродни взаимопониманию и отзывчивости. Но как же много она значит в жизни! Мне вспоминается такой трогательный рассказ. Однажды четырехлетний малыш увидел, что их старенький сосед, который недавно потерял жену, сидит одиноко в своем дворике и горько плачет. Малыш зашел в его двор, залез к нему на колени и так с ним долго-долго сидел. Когда мама спросила, что же он говорил соседу, мальчик ответил: «Ничего. Я просто помог ему плакать».
Мы часто страдаем оттого, что не видим сострадания, сочувствия у наших ближних. А ведь даже и малое сопереживание способно вершить чудеса. Но если живет в сердце себялюбие, то человек не может поселить в него других, да еще с их бедами и проблемами. Он и сам-то не имеет покоя, душевного мира, ибо внутренне не свободен. Получается, что себя самих мы любим, а других нет. Любовь к себе уничтожает любовь к ближнему, поэтому так и поступаем.
Любящий себя живет не по духу Евангелия. Он не заботится обо всем Божием, не имеет жертвенности, а значит, постепенно теряет свою душу. Если же человек посвящает свою жизнь Богу и становится живой жертвой, тогда Божий огонь приходит в его жизнь, и никакие вражии козни ему не страшны. Жертва хранит нас.