— Несомненно. Потому так много преступлений сегодня, жутких убийств с особой жестокостью совершается, после которых, заметьте, часто человек даже не помнит, что делал, — он словно себе и не принадлежал. Читаешь сообщения и холодеешь от ужаса: три дочери убили отца, жена зарубила топором мужа... Недавно в новостной информации мне встретилось и такое сообщение. В одной из деревень сельчанка через огород забежала во двор к соседке, а потом ни с того ни с сего схватила кирпич и бросила его в машину, стоявшую там. Когда на звук удара на улицу вышла хозяйка с приехавшими родственниками, женщина убежала огородами и, прячась от милиции, прыгнула в колодец в своем дворе. Доставали ее уже оттуда сотрудники МЧС. При этом, заметьте, женщина была трезвая, соседки не конфликтовали, и объяснить свое поведение она никак не смогла — сама была в большом недоумении.
Часто причины совершаемых преступлений и подобных несуразностей лежат в духовной плоскости. Нас окружают бесплотные темные сущности, которые ищут нашей погибели и никогда не прекращают брани против нас. В какой-то момент овладевая человеком, они толкают его на грех. Мы должны давать им отпор и не подпускать их близко к крепости нашей души, которую они стремятся завоевать и разрушить. Для этого от нас требуется постоянное бодрствование и внимание, как от гарнизона осажденной крепости. Нужно удерживать рубежи обороны, чтобы не поддаться врагу.
Например, если человек перестает соблюдать посты, он сдает ответственный пост обороны, и враг подходит ближе. Если же христианин перестал молиться (а молитва — наша сильная защита), то враг подходит еще ближе. Если человек годами не причащается, то этим он сдает самый важный рубеж, и враг подходит уже совсем близко и, что называется, берет за горло.
Все наши христианские труды и добродетели являются нашими крепостями, которые позволяют держать оборону и отражать атаки и нападения врага. А защита человеческой души, ее иммунитет — церковные Таинства, молитва, жизнь по Богу, вере, по совести.
Людей безгрешных нет, но если за падением следует искреннее покаяние, то такой человек находится в сфере действия Бога, в духовной безопасности. Грех — это наш выбор в пользу диавола, и это результат нашего свободного выбора. Думаю, этой женщине, запрыгнувшей от ужаса совершенного в колодец, грозит какое-то наказание, но одно несомненно: ей нужно серьезно задуматься о том, как она живет, и начать заботиться о своей душе и ее вечной участи.
Ведь если человек живет духовной жизнью, он начинает понимать, кто и зачем воздействует на него, знает, как нужно бороться со страстями.