Последним ударом по архиепископу Ермогену, а значит и по архимандриту Михею стала статья «Пустите во Святейшие». Опубликована она была за подписью М. Морозова в республиканской газете «Советская Белоруссия». Реальное имя автора или вымышленное? В то время подобные статьи под псевдонимами писали «золотые» перья партийных газет по заказу уполномоченного по делам религий. Затем статья поступала на согласование куратору. Вот такой правленый экземпляр сохранился в архиве Совета по делам религий. Одна из задач этой статьи додавить священноначалие Русской православной церкви, чтоб их руками убрать мятежного архиерея и покровительствующего ему наместника Жировицкого монастыря.
Что означает заголовок? Да то, что архиепископ Ермоген все свои разоблачения затеял, потому что спит и видит, как бы стать Патриархом.
«Летний день был на исходе. Старухи в белых платочках спешили в Жировицкий монастырь, что вблизи Слонима в Белоруссии. Переполняли автобусы, шли пешком. Отплевывались от пыли, подмятой обгонявшими автомашинами церковной знати и священнослужителей. Некоторые предусмотрительно прихватили толстые половики. На студёных плитах Успенского собора предстоит суточное бдение в честь иконы Жировицкой Богоматери. После богослужения – всеобщее целование иконы. На церемонию прибыли многие священнослужители епархии и лучшие солисты церковных хоров. А в соборе не густо».
А вот как на самом деле (цитируем докладную записку уполномоченного областного Совета по делам РПЦ И. Макаренко в Минск и Москву) проходили праздники в Жировицком монастыре. И так повторялось каждый год:
«Присутствовало верующих около 6 тысяч человек, в том числе около половины всех присутствующих составляла молодёжь, большинство из которой девушки. В Жировицы на праздник приезжали верующие из разных областей Белоруссии.
На протяжении двух–трёх дней в Слоним со всех сторон прибывали на праздник в Жировицкий монастырь тысячи верующих. Для доставки их туда Слонимская автотранспортная контора 19 и 20 мая направила весь свой автотранспорт: 10 или 12 легковых такси, 6 пассажирских автомашин и 4 грузовых такси, которые работали с 6.00 утра до 20.00 вечера...»
«Среди богомолок лишь изредка блестят мужские лысины», - ядовито отмечает автор. Намек: не ходят в церковь мужики, а если и ходят, то лысые.
«…не безинтересна фигура архиепископа Ермогена, укрывавшегося временно «на покой» в Жировицком монастыре. И не от приступов старческой немощи или желания перед неумолимым концом своей жизни, что где-то рядом, поразмыслить так ли она прожита.
Были у него большие возможности и даже романтические мечты юности, которые удушили в зародыше. Об этом позаботились сперва родители – член-корреспондент царской академии наук, профессор Киевской духовной академии и университета Степан Голубев и дочь профессора этих же заведений Филиппа Терновского – Елена. Затем с помощью лиц из того же круга аристократического духовенства докончили превращение Алеши, закончившего гимназию с серебряной медалью, в Гермогена, а потом и в Ермогена».
Для современного читателя все перечисленные характеристики идут в зачет архиерею. Благочестивые родители, прекрасное образование, духовная академия и университет. Но в 60-е годы это были маркеры – не наш! Чужой! Ату его! А в 30-е за такую биографию лишали жизни. Владыке Ермогену «повезло». Он получил десять лет лагерей.
«Когда Ермогена возвели в сан епископа, и назначили управлять епархией Ташкентской и Средне-Азиатской наступило незабываемое время. Он призвал и облагодетельствовал способных не только на подношения щедрых благодарностей. Василию Овсянникову из Харькова дал приход во Фрунзе, а затем взял в кафедральный собор в Ташкент. Он при фашистах из кондитеров в священника подался, стал игуменом монастыря. Благочинным в г. Ош поставил Василия Евдокимова, из бухгалтеров, отбывшего наказание за контрреволюционную деятельность».
Мы все еще цитируем «Советскую Белоруссию». Упомянутый в ней Василий Овсянников на тот момент был тайным монахом, постриженным в честь Иосафа Белгородского. Это о нем митрополит Владимир (Сабадан) написал уже в конце 70-х годов: святой человек. умер от
сердечного приступа в алтаре во время богослужения.
Еще один упомянутый в статье отщепенец отец Василий Евдокимов. Он один из немногих, доживших до начала 1990-х годов, когда повсеместно стали открываться церкви и монастыри, вновь затеплились лампады в закрытых доселе храмах. Был духовным чадом отца Сергия Мечева, членом Маросейской общины. Три года провел на Соловках. В Среднюю Азию его позвал протоиерей Борис Холчев. Отошел ко Господу о. Василий во время первой после открытия маросейского храма всенощной под праздник Святителя Николая уже в наше время, в момент, когда во всех церквах пели «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко…».
Политическая конъюнктура сквозит в этой так называемой статье спец корреспондента из каждой строки. На тот момент в цене обвинения в сотрудничестве с гитлеровцами? Пожалуйста!
«После десяти лет тюрьмы за деяния в оккупированном Крыму Василия Картавцева Ермоген определил настоятелем собора в Ташкенте…»
«Пристроил настоятелем церкви в г. Фергане Ивана Моденова, что отступал с фашистами и служил в Германии…»
«Гитлеровского пособника Николая Моргунова благословил священником в г. Самарканд, а священником кладбищенской церкви в Ташкенте назначил Петра Черемухина, что отступал вместе с немцами из-под Сталинграда через Донбасс до Киева.»
А вот и о самом архиепископе Ермогене: «Начитался на немецком и других языках, наслушался зарубежных радиостанций. Голосисты соловьи в Жировицах… молоды, резвы и во всем послушны Тоня Кокурина и Алла Борисова, вывезенные им из Ташкента для дневных и ночных услужений». (Это те самые Тоня и Алла, бескорыстные верные помощницы архиепископа Ермогена, жены-мироносицы, не оставившие своего духовного отца в годы изгойства, и проводившие в последний путь).
Далее в тексте мелькают молодые келейницы, широкие кровати, такси, крупные суммы денег… И не было никакой возможности ответить на эту клевету, опровергнуть ее.