— Религиозные конфликты, как правило, становятся следствием вмешательства политики в религию. Такая ситуация имеет место в современной Украине. Возможно ли подобное у нас, в Беларуси, Владыко?
— Видя, к чему привел церковный раскол в Украине, думаю, нужно сделать надлежащие выводы: нестроения в обществе никому не нужны. «Кесарево кесарю, а Божие Богу» (Мф. 22:21) — эти евангельские слова Христа определяют отношения между религией и политикой, между Церковью и государством. Они устанавливают для христианства принципиально другое направление. Экономика, деньги, политика тоже важны, но все должно быть на своем месте. Это лишь средства, и никогда не могут они быть смыслом и целью человеческой жизни.
У Церкви надмирная миссия, она неподвластна временным политическим веяниям, и ее задача — спасать души, сеять в них и в целом в обществе мир и согласие.
Святого Василия спросил известный ученый-философ Эвбул: «Василий, в чем суть философии? В чем заключается самая высокая философия?» И святой Василий ответил: «Постоянно думать о смерти».
Святой Антоний так говорил своим ученикам: «Всегда вспоминайте о Вечности. Всегда думайте о том, что если вечером ты увидел закат солнца, не будь уверен, что доживешь до завтра. Поскольку не в наших руках жизнь наша».
Мы все за декорацией высоких чувств, великих земных целей ежедневно вязнем в мелочах жизни и бежим по бесконечному кругу мелкой суеты. А нужно помнить о главном: с чем уйдем к Богу и какой ответ сможем дать Ему, что наследуем в Вечности? И задавать себе этот вопрос должен каждый, независимо от рангов и званий.
«Жизнь наша есть море, Святая Православная Церковь — наш корабль, а Кормчий — Сам Спаситель», — учит преподобный Серафим Саровский. Вот и нужно следовать за Кормчим, чтобы не сбиться с курса.