О РОЖДЕСТВЕ ХРИСТОВОМ, МИЛОСТЯХ БОЖИИХ И ЦЕЛИ НАШЕЙ ЖИЗНИ
О РОЖДЕСТВЕ ХРИСТОВОМ, МИЛОСТЯХ БОЖИИХ И ЦЕЛИ НАШЕЙ ЖИЗНИ
«Христос рождается, славите…»
Уже с праздника Введения во Храм Пресвятой Богородицы Церковь установила на утрени пение ирмосов Рождественского канона, подготавливая нас к празднованию величайшего вселенского события — Рождества Христова. Святая Церковь призывает всех нас прийти и поклониться смиренным яслям Младенца Христа, ибо здесь начинается Его Крестный путь для нашего спасения.

О Рождестве Христовом, милостях Божиих и цели нашей жизни мы беседуем с архиепископом Новогрудским и Слонимским ГУРИЕМ, ректором Минской Духовной семинарии.
«Христос рождается, славите…»
Уже с праздника Введения во Храм Пресвятой Богородицы Церковь установила на утрени пение ирмосов Рождественского канона, подготавливая нас к празднованию величайшего вселенского события — Рождества Христова. Святая Церковь призывает всех нас прийти и поклониться смиренным яслям Младенца Христа, ибо здесь начинается Его Крестный путь для нашего спасения.

О Рождестве Христовом, милостях Божиих и цели нашей жизни мы беседуем с архиепископом Новогрудским и Слонимским ГУРИЕМ, ректором Минской Духовной семинарии.
— Рождество Христово — удивительно светлый праздник. А в праздник принято всех поздравлять и желать друг другу здоровья. Но ведь Христос, Ваше Высокопреосвященство, пришел на землю не для того, чтобы дать нам отменное физическое здоровье и усадить за праздничный стол...
— Да, Господь пришел на землю не для того, чтобы нас поуютнее на ней устроить, а чтобы спасти от греховного ужаса нашей жизни.

...Иерусалим спит, бодрствуют в это время только пастухи. И в этой тишине совершается величайшее Таинство — Рождение Сына Божия. За городом, в убогом вертепе, куда пастухи в ненастную погоду загоняли свои стада, нашли себе пристанище праведный старец Иосиф и обрученная ему Пречистая Дева Мария. Здесь в полночь Она родила Сына Своего Первенца «и повит Его, и положи Его в яслех» (Лк. 2:7). Так совершилась величайшая тайна Воплощения — рождение во плоти Единородного возлюбленного Сына Божия. Солнце Правды озарило землю.

А время тогда было весьма безрадостное. Современники в очень мрачных тонах описывают нравственное падение народов, искажение образа Божия в людях. Творилась на земле всякая скверна: процветало идолопоклонство, царили беззакония, пьянство, а блага земные были главной вожделенной целью людей. Вражда, междоусобицы, нестроение господствовали повсюду. Гордость,бесчеловечность, все виды порока растлевали общественную и семейную жизнь.

И среди этого непроходимого мрака Господь, приклонивый Небеса и сошедый на землю, подарил людям надежду на Спасение. Он поставил каждого перед выбором: что ты выбираешь — землю или Небо? С тех пор во все времена стоит этот выбор перед каждым человеком.
— Рождество Христово — удивительно светлый праздник. А в праздник принято всех поздравлять и желать друг другу здоровья. Но ведь Христос, Ваше Высокопреосвященство, пришел на землю не для того, чтобы дать нам отменное физическое здоровье и усадить за праздничный стол...
— Да, Господь пришел на землю не для того, чтобы нас поуютнее на ней устроить, а чтобы спасти от греховного ужаса нашей жизни.

...Иерусалим спит, бодрствуют в это время только пастухи. И в этой тишине совершается величайшее Таинство — Рождение Сына Божия. За городом, в убогом вертепе, куда пастухи в ненастную погоду загоняли свои стада, нашли себе пристанище праведный старец Иосиф и обрученная ему Пречистая Дева Мария. Здесь в полночь Она родила Сына Своего Первенца «и повит Его, и положи Его в яслех» (Лк. 2:7). Так совершилась величайшая тайна Воплощения — рождение во плоти Единородного возлюбленного Сына Божия. Солнце Правды озарило землю.

А время тогда было весьма безрадостное. Современники в очень мрачных тонах описывают нравственное падение народов, искажение образа Божия в людях. Творилась на земле всякая скверна: процветало идолопоклонство, царили беззакония, пьянство, а блага земные были главной вожделенной целью людей. Вражда, междоусобицы, нестроение господствовали повсюду. Гордость,бесчеловечность, все виды порока растлевали общественную и семейную жизнь.

И среди этого непроходимого мрака Господь, приклонивый Небеса и сошедый на землю, подарил людям надежду на Спасение. Он поставил каждого перед выбором: что ты выбираешь — землю или Небо? С тех пор во все времена стоит этот выбор перед каждым человеком.
Но сегодня мы, Владыко, мало изменились: все те же земные материальные устремления и желание получить от жизни всего побольше и получше. Почему же милостивый Господь все еще терпит нас?
— Бог есть любовь. Весь путь жизни родившегося Младенца является не чем иным, как исполнением заповеди о любви, которая не знает ни границ, ни предела, о той любви, которая свою жизнь отдает за друзей своих. Он, любящий и кроткий, терпеливо ждет, что мы вспомним о вечном среди бушующих в мире страстей.

И нам с вами Господь заповедал любовь. Когда мы забываем об этом, стремясь к личным выгодам, душа остается пустой и холодной. Даже если бы человек испытал все земные наслаждения, он все равно чувствовал бы неудовлетворенность и тоску. Те же, кто жертвуют собою ради других и во всем имеют надежду на Бога, — самые счастливые люди.

Есть рассказ об одном садовнике, который всю жизнь свою раздавал все, что зарабатывал, бедным и нуждающимся. Но пришел к нему вражий помысл оставить и себе что-то на черный день. Он накопил тридцать золотых монет. Но тут ни с того, ни с сего у садовника заболела и стала гноиться нога. Он обращался к лучшим врачам, истратил на лечение почти все, что накопил, пока наконец доктора, не сумев исцелить его, признали необходимым отрезать ногу.

И вот перед операцией со слезами молился страдалец Богу и говорил: «Господи, прости меня! В чем я согрешил перед Тобой? Открой мне, за что послана эта кара?» И Господь открыл ему: за то, что надеялся на деньги, а не на Него. Осознав грех, садовник покаялся, и Господь, на удивление врачам, исцелил его.

К сожалению, современные наши вера и духовность часто обманчивы. Говоря о вере и любви, многие подразумевают чувство эгоистической симпатии, себялюбивого удовольствия, потому что трудно быть верным Богу и жертвовать собой. Вот и становимся мы порой лжехристианами, и это — главная опасность сегодня для всех нас.

Но если повернуться к Богу, радость способна пробиться даже в самое закрытое сердце, согреть и оживить его.

В праздник Рождества Христова в центре каждого храма — икона Рождества. Богомладенец лежит в яслях, над Ним склонились Пречистая Дева и праведный Иосиф, над яслями горит звезда.

Святитель Феофан Затворник в своих размышлениях на Рождество приводит такой пример: нависла грозная туча, мрак покрыл лицо земли, гром потрясает основания гор и молнии прорезывают небо из края в край. От этого все в страхе, словно, настал конец мира. Когда же потом гроза проходит и небо проясняется, всякий, свободно вздыхая, говорит: «Слава Тебе, Господи!»

В этом примере явлена вся наша земная история. Грозная туча гнева Божия была над нами, но пришел Господь-Примиритель и разогнал эту тучу. Мы были покрыты ранами грехов и страстей — пришел Врач душ и исцелил нас. Были мы в узах рабства — пришел Освободитель и разрешил узы наши.
Но сегодня мы, Владыко, мало изменились: все те же земные материальные устремления и желание получить от жизни всего побольше и получше. Почему же милостивый Господь все еще терпит нас?
— Бог есть любовь. Весь путь жизни родившегося Младенца является не чем иным, как исполнением заповеди о любви, которая не знает ни границ, ни предела, о той любви, которая свою жизнь отдает за друзей своих. Он, любящий и кроткий, терпеливо ждет, что мы вспомним о вечном среди бушующих в мире страстей.

И нам с вами Господь заповедал любовь. Когда мы забываем об этом, стремясь к личным выгодам, душа остается пустой и холодной. Даже если бы человек испытал все земные наслаждения, он все равно чувствовал бы неудовлетворенность и тоску. Те же, кто жертвуют собою ради других и во всем имеют надежду на Бога, — самые счастливые люди.

Есть рассказ об одном садовнике, который всю жизнь свою раздавал все, что зарабатывал, бедным и нуждающимся. Но пришел к нему вражий помысл оставить и себе что-то на черный день. Он накопил тридцать золотых монет. Но тут ни с того, ни с сего у садовника заболела и стала гноиться нога. Он обращался к лучшим врачам, истратил на лечение почти все, что накопил, пока наконец доктора, не сумев исцелить его, признали необходимым отрезать ногу.

И вот перед операцией со слезами молился страдалец Богу и говорил: «Господи, прости меня! В чем я согрешил перед Тобой? Открой мне, за что послана эта кара?» И Господь открыл ему: за то, что надеялся на деньги, а не на Него. Осознав грех, садовник покаялся, и Господь, на удивление врачам, исцелил его.

К сожалению, современные наши вера и духовность часто обманчивы. Говоря о вере и любви, многие подразумевают чувство эгоистической симпатии, себялюбивого удовольствия, потому что трудно быть верным Богу и жертвовать собой. Вот и становимся мы порой лжехристианами, и это — главная опасность сегодня для всех нас.

Но если повернуться к Богу, радость способна пробиться даже в самое закрытое сердце, согреть и оживить его.

В праздник Рождества Христова в центре каждого храма — икона Рождества. Богомладенец лежит в яслях, над Ним склонились Пречистая Дева и праведный Иосиф, над яслями горит звезда.

Святитель Феофан Затворник в своих размышлениях на Рождество приводит такой пример: нависла грозная туча, мрак покрыл лицо земли, гром потрясает основания гор и молнии прорезывают небо из края в край. От этого все в страхе, словно, настал конец мира. Когда же потом гроза проходит и небо проясняется, всякий, свободно вздыхая, говорит: «Слава Тебе, Господи!»

В этом примере явлена вся наша земная история. Грозная туча гнева Божия была над нами, но пришел Господь-Примиритель и разогнал эту тучу. Мы были покрыты ранами грехов и страстей — пришел Врач душ и исцелил нас. Были мы в узах рабства — пришел Освободитель и разрешил узы наши.
Как говорит преподобный Амвросий Оптинский, на все нужно смотреть «взглядом оттуда», чтобы не потерять главную цель жизни и правильно понимать все, что в ней происходит.
— «На суд пришел Я в мир сей, — говорит о Себе Христос, — чтобы невидящие видели...» (Ин. 9:39). Видели ясно не только окружающий мир и обстановку, в которой живут, а и свое внутреннее духовное состояние, учились смотреть на все глазами веры.

Если мы будем смотреть на происходящее только с позиции так называемого здравого смысла в попытке охватить, как говорили Святые Отцы Церкви, «лжеименным разумом» все нынешние события жизни, то мы ничего не поймем. Преподобный Паисий Святогорец учит, что если мы не будем смотреть на вещи духовными глазами, диавол будет бить нас все время в одну и ту же больную точку.

Если же нашей главной целью становится Бог, тогда все устраивается, жизнь налаживается, мы получаем Божие отдохновение, которое только Он может дать. Каждая же ошибка, которую мы совершаем по отношению к своей цели, всегда имеет трагические последствия.

Сегодня наука сделала нас высокомерными как никогда, поскольку на место Бога возведен идол самопоклоняющегося человека. Но у Христа есть сила открывать очи духовно слепым. И «кто обращал взор к Нему, те просвещались. ..» — свидетельствует псалмопевец Давид (Пс. 33:6).
Как говорит преподобный Амвросий Оптинский, на все нужно смотреть «взглядом оттуда», чтобы не потерять главную цель жизни и правильно понимать все, что в ней происходит.
— «На суд пришел Я в мир сей, — говорит о Себе Христос, — чтобы невидящие видели...» (Ин. 9:39). Видели ясно не только окружающий мир и обстановку, в которой живут, а и свое внутреннее духовное состояние, учились смотреть на все глазами веры.

Если мы будем смотреть на происходящее только с позиции так называемого здравого смысла в попытке охватить, как говорили Святые Отцы Церкви, «лжеименным разумом» все нынешние события жизни, то мы ничего не поймем. Преподобный Паисий Святогорец учит, что если мы не будем смотреть на вещи духовными глазами, диавол будет бить нас все время в одну и ту же больную точку.

Если же нашей главной целью становится Бог, тогда все устраивается, жизнь налаживается, мы получаем Божие отдохновение, которое только Он может дать. Каждая же ошибка, которую мы совершаем по отношению к своей цели, всегда имеет трагические последствия.

Сегодня наука сделала нас высокомерными как никогда, поскольку на место Бога возведен идол самопоклоняющегося человека. Но у Христа есть сила открывать очи духовно слепым. И «кто обращал взор к Нему, те просвещались. ..» — свидетельствует псалмопевец Давид (Пс. 33:6).
Ваше Высокопреосвященство, как научиться преодолевать трудности и скорби, жить в вере и уповании на Бога?
— Мы очень далеки от святости, потому и никаких трудностей претерпевать не хотим. Читаешь в новостях и становится жутко: поссорился с коллегами — и тут же спрыгнул с 12-го этажа! Где теперь душа его в Вечности — нетрудно догадаться.

Нужно учиться переносить все с терпением, более того, находить в каждой случающейся ситуации положительные нюансы. Даже если тебя оклеветали, лишили свободы, это не повод унывать — без воли Божией не бывает ничего, а значит, все Он устраивает на пользу душе.

«Какая ж тут польза?» — спросите вы. Большая. Скорбь, как мельничий жернов, перемалывает наши страсти, и если человек проходит эту скорбь, он становится победителем. Потому что сердце тогда не надеется ни на кого, кроме Бога, оно прилепляется к Богу, радуется Его присутствию в себе и начинает оживать.

Только Христос — альфа и омега нашего существа. «Поэтому, — как учит праведный Иоанн Кронштадтский, — если царства земные и вообще гражданские общества желают достичь и водворить мир, принесенный на землю Царем правды, мира и любви, Господом Иисусом Христом, то они должны быть в тесном союзе с Царством Господа, или с Церковью Его святою на земле, должны покоряться заповедям Иисуса Христа и уставам Церкви Его. А в случае их нарушения — немедленно исправляться после искреннего сознания своих ошибок и беззаконий».

Мир не хочет исполнять святой Христов евангельский закон, а желает жить по своим страстям. Но Господь Свой закон принес, и по этому закону Он будет нас судить в день Своего Страшного Суда — и это главное, что должны мы усвоить.

Каждый год и каждый день мир переживает Таинство Жизни Христа на земле. Каждый день Христос и рождается, и служит, и умирает, и воскресает, совоскрешая мир Собою в Церковных Таинствах. И человеческое сердце в это земное мгновение своей жизни должно тоже стать подобием Вифлеемской пещеры, где рождается, возрастает, живет и царствует Христос — Бог и Человек.

И тогда, открываясь навстречу Христу Спасителю, наше сердце освятится Его Божественным светом и станет сильным, Его Божественной силой.

С праздником Христова Рождества вас, дорогие читатели!
Ваше Высокопреосвященство, как научиться преодолевать трудности и скорби, жить в вере и уповании на Бога?
— Мы очень далеки от святости, потому и никаких трудностей претерпевать не хотим. Читаешь в новостях и становится жутко: поссорился с коллегами — и тут же спрыгнул с 12-го этажа! Где теперь душа его в Вечности — нетрудно догадаться.

Нужно учиться переносить все с терпением, более того, находить в каждой случающейся ситуации положительные нюансы. Даже если тебя оклеветали, лишили свободы, это не повод унывать — без воли Божией не бывает ничего, а значит, все Он устраивает на пользу душе.

«Какая ж тут польза?» — спросите вы. Большая. Скорбь, как мельничий жернов, перемалывает наши страсти, и если человек проходит эту скорбь, он становится победителем. Потому что сердце тогда не надеется ни на кого, кроме Бога, оно прилепляется к Богу, радуется Его присутствию в себе и начинает оживать.

Только Христос — альфа и омега нашего существа. «Поэтому, — как учит праведный Иоанн Кронштадтский, — если царства земные и вообще гражданские общества желают достичь и водворить мир, принесенный на землю Царем правды, мира и любви, Господом Иисусом Христом, то они должны быть в тесном союзе с Царством Господа, или с Церковью Его святою на земле, должны покоряться заповедям Иисуса Христа и уставам Церкви Его. А в случае их нарушения — немедленно исправляться после искреннего сознания своих ошибок и беззаконий».

Мир не хочет исполнять святой Христов евангельский закон, а желает жить по своим страстям. Но Господь Свой закон принес, и по этому закону Он будет нас судить в день Своего Страшного Суда — и это главное, что должны мы усвоить.

Каждый год и каждый день мир переживает Таинство Жизни Христа на земле. Каждый день Христос и рождается, и служит, и умирает, и воскресает, совоскрешая мир Собою в Церковных Таинствах. И человеческое сердце в это земное мгновение своей жизни должно тоже стать подобием Вифлеемской пещеры, где рождается, возрастает, живет и царствует Христос — Бог и Человек.

И тогда, открываясь навстречу Христу Спасителю, наше сердце освятится Его Божественным светом и станет сильным, Его Божественной силой.

С праздником Христова Рождества вас, дорогие читатели!
С архиепископом Новогрудским и Слонимским ГУРИЕМ

беседовал протоиерей Вадим КУЗЬМИЧ,

г. Новогрудок


03.01.2019

С архиепископом Новогрудским и Слонимским ГУРИЕМ

беседовал протоиерей Вадим КУЗЬМИЧ,

г. Новогрудок


03.01.2019

Made on
Tilda