Крестовоздвиженская церковь

Построена в 1769 году. Каменный однонефный храм-кальвария, посвященный распространенному в XVIII веке обряду, символирующему паломничество в Иерусалим.

Внутри церкви половину здания занимает лестница, копия Святой лестницы (лат. Scala Santa), которая находится в Латеранской базилике Св. Иоанна в Риме.

В Крестовоздвиженской церкви лестница начиналась от дверей храма. Она занимала половину внутреннего пространства и выводила на алтарную площадку, торцевая стена которой была искусно расписана перспективной живописью. Благодаря принятому архитектурному решению и перспективному рисунку достиг­нут иллюзорный эффект необычайной глубины храма, при сравнительно небольших размерах церкви (12х25 м). Большие окна хорошо освещали внутреннее пространство, наполняли его светом и позволяли посетителю уже от входа в деталях рассмотреть роспись интерьера. Эта роспись, выполненная в 1777 году монахом Шалашевичем, создавала эффект глубины интерьера небольшой по внутреннему объёму церкви. Боковые стены храма также были украшены росписями, изображавшими ангелов, сцены Евангельской истории. К сожалению они были уничтожены во время 1 мировой войны.

По обычаю, паломники поднимались по двадцати восьми ступеням Святой Лестницы на коленях, сопровождая свой путь особыми молитвами. Когда-то в каждую из ступеней был помещен ковчежец с мощами святых. Во второй половине XIX века они были вынуты из ступеней и помещены в крест, находящийся в Успенском соборе монастыря справа от Царских врат.

В современном храме есть три восстановленные фрески — Несение Господом Иисусом Христом креста на Голгофу, Обретение Животворящего Креста Господня равноапостольной царицей Еленой в 326 году и, в алтарной части, фреска Воскресения Спасителя. В храме была устроена первая колокольня, но вместо колоколов были металлические била. Главный фасад имеет вытянутые пропорции и завершается высоким фронтоном с башенкой. Подобная башенка возвышается над алтарной стеной.

В 1716 г. ловчая пинская Элеонора Головщина пожертвовала восемь тысяч злотых для строительства в Жировичах храма Страстей Христовых, где бы совершались по ней панихиды. Строительство церкви было закончено к 1769 году.

Этот храм абсолютно уникален. Являясь прекрасным образцом архитектуры позднего барокко с элементами классицизма, в своем внутреннем устройстве он имеет только один аналог во всем мире. Это, так называемая, Санта Скала — Святая Лестница. По преданию, одно из зданий в Латеране, в Риме, имеет внутри ту самую лестницу, которая находилась в преторианском дворце Пилата.

По ней взошел Спаситель, чтобы предстать перед судом римского прокуратора. В более позднее время лестница была перевезена из Иерусалима в Рим. Сегодня она ведет в капеллу Святого Лаврентия. На стене, замыкающей лестницу, находится фреска, изображающая сцену Распятия. В 1777 г. в Жировичской Кальварии монахом Шалашевичем была выполнена похожая роспись, создававшая эффект глубины интерьера небольшой по внутреннему объему церкви. Боковые стены храма также были украшены росписями, изображавшими ангелов, сцены Евангельской истории. (Фрески исчезли, очевидно, в советское время, в период, когда храм не находился в ведении монастыря. Существуют фотографии начала прошлого столетия, где видны фрески.)

По обычаю паломники поднимались по двадцати восьми ступеням Святой лестницы на коленях, сопровождая свой путь особыми молитвами. Этот обычай сохранялся и в Жировичах. Когда-то в каждую из ступеней был помещен ковчежец с мощами различных святых. Впоследствии они были вынуты из ступеней и помещены в крест, находящийся в Успенском соборе монастыря справа от царских врат.

С 1919 г., после вхождения Жирович в состав Польши, Крестовоздвиженский храм был отобран у монастыря польскими властями и превращен в приходской костел. В таком качестве он использовался до начала Второй мировой войны. Был возвращен монастырю в 1945 г.

С 1999 г. в летний период по воскресным дням в нем совершается молебен с акафистом Иисусу Сладчайшему, а в праздник Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня — ранняя Божественная литургия.

В 2004 г. был отреставрирован и освящен иконостас.