The history of the monastery

История Жировичской обители

Обитель

Cогласно древнему сказанию, сложившемуся к началу XVII столетия, в 1470 (по другим данным в 1473, 1480, 1494) году близ имения Жировичи была явлена чудотворная икона Божией Матери на камне. Святой образ был обнаружен пастухами в кроне произраставшей в лесу над ручьем дикой груши. От иконы исходило лучезарное сияние, которое и привлекло внимание пастухов. С благоговением сняв икону с дерева, они отнесли ее владельцу местности земскому подскарбию Великого княжества Литовского Александру Юрьевичу Солтану. Вельможа не придал особого значения рассказу пастухов, но икону взял и положил в ларец. Через непродолжительное время хозяин Жировичского имения захотел показать находку своим гостям. Однако, открыв ларец, иконы он там не обнаружил. Вскоре те же пастухи снова обрели чудотворный образ на месте первого явления и снова отнесли его Александру Солтану. На этот раз он принял икону с большим благагоговением и соорудил на месте ее обретения деревянную церковь в честь Пресвятой Богородицы. Впоследствии рядом с храмом возникло поселение.

Чудесное явление иконы и чудотворения, сразу же начавшиеся от нее, сделали Жировичи местом паломничества. Чудотворный образ влек к себе людей окрестных селений и далеких краев. И, по вере своей, они получали исцеление от тяжких недугов и помощь в сложных жизненных обстоятельствах.

В 1520 году в Жировичах случился пожар, во время которого сгорел храм Пресвятой Богородицы с хранившейся в нем иконой. Почитатели чудотворного образа надеялись обнаружить каменную икону на пепелище, но все их поиски не увенчались успехом. Но, однажды, крестьянские дети недалеко от сгоревшего храма увидели Деву необыкновенной красоты, Которая сидела на камне в неземном сиянии. Не осмелившись подойти к Божией Матери, они поспешили рассказать родителям о необыкновенном видении. Вскоре эта весть облетела все селение, и люди, вместе со священником, отправились к тому месту. Подойдя к камню, они увидели на нем горящую свечу и Жировичскую чудотворную икону, почти не пострадавшую от пожара. Радость людей, обретших утраченную святыню, была несказанной. В 1672 г. на месте второго обретения Жировчской иконы был построен храм в честь Явления Божией Матери, престолом которого является тот самый камень, на котором дети увидели Пресвятую Деву Марию.

В 1555 году владельцем имения Жировичи стал надворный маршалок Великого княжества Литовского Иван Александрович Солтан († ок. 1577), который построил на месте сгоревшего храма новую каменную церковь в честь Пресвятой Богородицы. Во второй пол. XVI века при этом храме возник православный мужской монастырь.

Более чем в тысячелетней истории Православной Беларуси, как и в пятивековой истории Жировичской обители, был приблизительно двухвековой период (XVII-XVIII вв.), когда римская схизма (в форме греко-католичества) возобладала и в Беларуси, и в обители. Святое Православие претерпело жестокие гонения, которые обернулись многочисленными человеческими жертвами, разрушением и осквернением православных храмов, отнятием монастырей и иными формами насилия. Сегодня эти страницы истории нужно перелистывать с молитвой о неповторении исторических грехов, о преодолении Христовой Любовию неприязни.

В 1629 году в Жировичской обители началось строительство величественного Свято-Успенского собора, который впоследствии неоднократно перестраивался и реконструировался. Современный вид он обрел во второй половине XIX века.

В начале XVII века имение Жировичи приобрел перешедший в унию мстиславский каштелян Иван Мелешко, при содействии которого к 1613 г. в стенах православной обители утвердился греко-католический базилианский монастырь, ставший своеобразным духовно-политический центром окатоличивания православного белорусского народа.

На протяжении истории всей своей многовековой истории Жировичская обитель неоднократно подвергалась разорениям и опустошениям. Так, в 1655 году во время войны Московского царства с Речью Посполитой Жировичский монастырь был разорен и сожжен войсками. По прошествии непродолжительного времени полноценная монашеская жизнь в обители была восстановлена. Во время Северной войны (1700-1721) монастырь и его имения были разорены шведскими войсками, взявшими огромную контрибуцию. В 1710 году на территории современной Беларуси была отмечена вспышка моровой язвы и массовая гибель населения. Согласно сохранившемуся преданию, тогда же в Жировичах умерло большинство монахов, а в живых остался только один иеромонах. После трагедии 1710 года Жировичский монастырь снова возродился, а для его насельников был построен новый братский корпус, в котором ныне размещаются Минские духовные академия и семинария.

08

Жировичский монастырь в нач. XIX ст.

К сер. XVIII века Жировичская обитель стала весьма почитаемым местом паломничеств в Речи Посполитой. К этому времени на дороге из Слонима в Жировичи на средства представителей знатных магнатских фамилий было установлено семь триумфальных арок, а Свято-Успенский собор украшали живописные композиции с изображением чудес от Жировичской иконы Божией Матери.

В 1795 году в результате третьего раздела Речи Посполитой Жировичи вошли в состав Российской империи. В 1810 году в связи с реорганизацией российских греко-католических епархий в Жировичи переместился центр Брестской униатской епархии, а монастырский Свято-Успенский собор стал кафедральным.

В 20-х годах ХIX века в обители началась подготовка к воссоединению белорусских униатов с Православной Церковью. Указом императора Николая I от 22 апреля 1828 года в Жировичском монастыре была размещена кафедра Литовских униатских епископов. 7 октября того же года в обители была открыта (вместо существовавшего с нач. XVIII века начального училища) греко-униатская духовная семинария, ректором которой стал протоиерей Антоний Зубко (впоследствии архиепископ Полоцкий, 1797-1884), один из участников процесса ликвидации Брестской унии. Помимо общепринятых дисциплин, большое внимание в семинарии уделялось обучению живописи, пению и музыке, семинаристы пели под гитару романсы на слова А.С. Пушкина и А. Мицкевича. Трудами епископа Литовского Иосифа (Семашко) (впоследствии митрополит Литовский, 1798-1868) и его сподвижников из числа преподавателей Литовской духовной семинарии, располагавшейся в Жировичах, удалось воспитать новое поколение греко-католического духовенства, способное вернуться к вере отцов. В 1839 году Жировичский монастырь и Литовская духовная семинария поддержали решения Полоцкого Собора, провозгласившего возвращение в Православие.

Так под Покровом Божией Матери, возле Ее Чудотворного Образа, произошло воистину историческое чудотворение — восстановлена вероисповедальная, молитвенная и языковая преемственность десятков поколений православных белорусов. Тем, кто слушает и не слышит, кто глядит и не видит, это было напоминанием о том, почему Матерь Божия явилась белорусам на землях православного боярина Солтана.

В 1839-1844 годы с учреждением Литовской и Виленской епархии в Жировичском монастыре находилась кафедра православного Литовского архиепископа. С 1845 году, в связи с переводом епархиального центра и духовной семинарии в Вильну, в Жировичах был оставлен мужской монастырь 2-го класса и духовное училище. В 1901 году Жировичский монастырь вошел в состав Гродненской и Брестской епархии.

В нач. ХХ века в обители подвизался священномученик Александр (Петровский; впоследствии архиепископ Харьковский), в 1913-1914 годах на покое пребывал бывший епископ Саратовский священномученик Ермоген (Долганёв). В 1896-1906 годы смотрителем Жировичского духовного училища был П.Ф. Полянский (впоследствии священномученик Петр, митрополит Крутицкий). Выпускник Жировичского духовного училища священномученик диакон Иосиф Сченснович в 1937 году был расстрелян на полигоне Бутово.

В результате боевых действий Первой мировой войны в 1915 году Жировичский монастырь и его святыни были эвакуированы в глубь России, а сама Жировичская икона была перевезена в Москву. В период немецкой оккупации 1915-1918 годов здания обители подверглись разграблению и осквернению. С 1918 года началось восстановление монастырской жизни.

После заключения советско-польского Рижского мирного договора с марта 1921 года Жировичский монастырь находился в составе Польши. В 1920-е годы польские власти предпринимали попытки передать монастырь католикам. Массовые протесты православного населения Западной Белоруссии, организовавшего многолюдные крестные ходы в Жировичский монастырь, сорвали планы закрытия монастыря. В это время Жировичская обитель стала главной святыней и оплотом Православия в Польше. В 1938 года для духовной поддержки населения Жировичскую икону на специально устроенной повозке доставляли в города и селения Западной Белоруссии.

С началом второй мировой войны в 1939 году вся территория Западной Белоруссии вошла в состав СССР, а Жировчский монастырь вернулся из юрисдикции Православной Церкви в Польше в Русскую Православную Церковь. С первых дней Великой Отечественной войны Жировичский монастырь оказался на оккупированной территории. По благословению митрополита Минского и Белорусского Пантелеимона (Рожновского) насельник обители архимандрит Серафим (Шахмуть) (впоследствии священномученик) вместе со священником Григорием Кударенко (впосл. архимандрит Игнатий) были командированы для возрождения приходской жизни в Восточной Белоруссии. В 1941-1943 годы жировичские миссионеры восстановили значительное количество приходов Минской, Витебской, Могилевской и Гомельской областей, совершили множество крещений. В 1944 году архимандрит Серафим был арестован органами НКВД по ложному обвинению в «пособничестве оккупантам» и скончался в лагере.

В 1945 г., уже после освобождения Белоруссии от немецко-фашистских захватчиков, часть зданий Жировичской обители занял сельскохозяйственный техникум. В том же году при монастыре были открыты богословско-пастырские курсы, в 1947 г. преобразованные в Минскую духовную семинарию. Вплоть до закрытия духовной школы, произошедшего в 1964 году, ректоры семинарии, как правило, одновременно являлись наместниками Жировичского монастыря.

В 1959 году в Жировичский монастырь поступил афонский постриженик иеромонах Иероним (Коваль; † 1964), впоследствии духовник и старец насельников и мирян. Могила его за алтарем кладбищенской Георгиевской церкви почиталась паломниками. 19 сентября 2006 года останки старца перезахоронили на территории обители за алтарем Крестовоздвиженской церкви, рядом с могилой его ученика, старца схиархимандрита Митрофана (Ильина).

В 1960-1970-е годы Беларусь была на грани превращения ее в первую атеистическую республику. Храмы быстрыми темпами уничтожались или переоборудовались в подсобные помещения. «На волоске» держался последний из уцелевших монастырей — Жировичский. В 1960 году в Жировичи прибыли около 70 насельниц закрытых Гродненского и Полоцкого женских монастырей. Сестры привезли в Жировичи святыни – мироточивую Владимирскую икону, список Красностокской иконы Божией Матери, иконы с частицами мощей вмч. Пантелеимона, прп. Евфросинии Полоцкой и др.img_685

С 1978 года до 25 декабря 2013 года священноархимандритом Жировичского монастыря был Митрополит Минский и Слуцкий Филарет (Вахромеев), с 25 декабря 2013 года на этот пост назначен Патриарший Экзарх всея Беларуси Митрополит Минский и Слуцкий Павел. С 1992 года в связи с возрождением на территории Гродненской области самостоятельных епархий Жировичский монастырь имеет статус ставропигиального и подчиняется непосредственно Патриаршему Экзарху всея Беларуси.

Жировичский монастырь посещали Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II (16 июня 1991 и 20 мая 2002), Предстоятели Поместных Православных Церквей – митрополит всея Америки и Канады Феодосий (Лазар), митрополиты Варшавские и всея Польши Василий и Савва, митрополиты Чешских земель и Словакии Николай и Христофор, Президент Республики Беларусь А.Г. Лукашенко и др. Монастырский комплекс внесен в список историко-культурного наследия республиканского значения. Жировичский монастырь является духовным центром Белорусского Экзархата и самой крупной мужской обителью в Республике Беларусь.