Интервью: На пороге Всеправославного Собора: размышления, ожидания, надежды.

f10d5b8b4fС 19 по 26 июня на греческом острове Крит состоится Всеправославный Собор. Каждую автокефальную Церковь на нем будет представлять делегация в составе Предстоятеля Церкви и не более двадцати четырех Архиереев. В состав делегации Русской Православной Церкви вошел также ректор Минской Духовной Семинарии архиепископ Новогрудский и Слонимский ГУРИЙ.

 

 

— Ваше Высокопресвященство, Вам выпала нелегкая миссия участвовать в Соборе, который многие, ссылаясь на предсказания святых отцов, называют последним Вселенским Собором.

— Это все же не Вселенский Собор, как некоторые считают, а Собор Православных Церквей. Хотя, безусловно, тоже событие исторической важности.

        Подобных событий не было с 787 года. Получается, что с VIII века мы не имели собраний такого масштаба, и, конечно же, все отвыкли от соборного обсуждения наболевших церковных вопросов, поэтому так и взволновались.

        Кстати, само слово Церковь, пришедшее к нам из древнегреческого языка, означает собрание людей, призванных с определенной целью, а также то место, в котором они собираются. Она — и содержащее, и содержимое. И я очень надеюсь, что и в наши дни Православные Церкви встретятся для того, чтобы едиными устами и единым сердцем сказать все, что думают о хранении Истины, своей жизни и деятельности, об отношении к самым важным проблемам современности.

        Конечно же, участвовать в работе Собора в составе делегации РПЦ для меня почетно, но и волнующе: я не считаю себя достойным этой миссии, но принимаю ее как волю Божию, послушание.

— Какова же главная задача Всеправославного Собора, Ваше Высокопреосвященство?

— Всеправославный Собор, я думаю, прежде всего призван укрепить единство между нами и показать всему миру, что Православная Церковь, хоть и состоит из автокефальных и независимых Церквей, едина, сильна и неделима.

        Безусловно, мы находимся на пороге великого исторического момента, и дай Бог нам всем убедиться в том, что Православная Церковь является продолжением Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церкви, Церкви Апостолов, Святых Отцов и предыдущих Соборов.

        Чтобы это эпохальное мероприятие способствовало укреплению церковного единства, собравшиеся обсудят и примут важные документы, регламентирующие различные аспекты религиозной жизни.

— Символична, Владыко, и сама дата начала Собора — праздник Святой Троицы.

— Да, это день рождения Церкви. И проведение Собора в праздник Святой Троицы дает нам еще один шанс утвердиться в вере во Христа.

        На пятидесятый день после Пасхи Святой Дух сошел на Апостолов, и они получили дар разуметь Священное Писание, чтобы проповедовать. Двенадцать простых неученых людей вдруг стали понимать разные языки и проповедью Евангельской смогли покорить весь мир. Как мы знаем из истории Церкви, они побеждали даже самых блестящих ораторов того времени. В этот день Господь вдохнул в небольшую общину людей ту силу, благодаря которой они смогли привести ко Христу миллионы.

        В день Святой Троицы состоится праздничное Богослужение в священном митрополичьем храме святого мученика Мины в г. Ираклионе, которое совместно совершат Предстоятели и представители всех пятнадцати Поместных Православных Церквей. Собравшиеся Архиереи испросят у Господа помощи и вразумления, мудрости и твердого стояния в Истине.

        Нужно отметить, что Богослужение Святой Троицы отличается от обычных служб по воскресным дням. По окончании Божественной Литургии совершается особая Троицкая вечерня, во время которой читаются коленопреклонные молитвы. В них мы просим, чтобы Господь послал нам обильно дары Святого Духа, которым вразумлял Апостолов, святых проповедников, а они несли слово Божие всему миру. Ведь, говоря словами преподобного Паисия Афонского, у нас — только грехи, а что в нас есть доброго — по благодати Святого Духа.

        Вера наша святая, поэтому сегодня нужно стремиться к главному — духовному обновлению душ.

— Духовное обновление, Высокопреосвященнейший Владыко, предполагает обращение к миру Горнему. А «житейское море» вокруг нас полно соблазнов, подземных рифов и, как всякое море, чревато бурями, во время которых поглощает даже целые корабли в свои пучины…

— Да, в наше время это «житейское море» сильно разбушевалось, что понимает каждый духовно чуткий человек. Потому на пастырях Церкви и лежит высокая и ответственная задача — вернуть людей к духовной жизни, иначе всем грозит полное потопление в бушующих волнах.

        Вдумайтесь в слова Священного Писания: «Ты заботишься и суетишься о многом, а одно только нужно…» (Лк. 10:41—42). А нужно нам наследовать Царствие Небесное, соединиться с Творцом нашим в Отечестве Небесном. Но крепко держит нас грех. Он — основа всех бед, неудач, нестроений, страшных, безумных явлений и событий. Потому что, как учит святой Григорий Палама, «ум, который отдаляется от Бога, становится или животным, или бесноватым».

        Церковь — наше прибежище, утешение всех верующих во Христа. Святитель Иоанн Златоуст сравнивает ее с гаванью в океане и призывает: «Не удаляйся от Церкви; нет ничего могучее Церкви, нет крепче скалы, выше неба, шире земли. Она никогда не стареет, но бесконечно расцветает. Уходя от сует жизни, в ней обретаем мы прибежище и наслаждаемся миром».

— Священномученик Игнатий Богоносец говорит: «Без епископа нет Церкви, где епископ, там должен быть и народ, так же, как где Иисус Христос, там и соборная Церковь». Не обрекают ли себя, Высокопреосвященнейший Владыко, на отпадение от Церкви те священники, которые заранее осудили еще не принятые решения Всеправославного Собора и отказываются поминать Святейшего Патриарха?

— От непоминания Патриарха и Правящего Архиерея до церковного раскола — один шаг. А главная духовная причина отпадения в раскол — гордость. Гордость, через осуждение и непослушание выведшая раскольников из Церкви, мешает им и после этого сохранить мир хотя бы друг с другом.

        Бог дал миру, бушующему и раздираемому грехами, храмы, именуемые святыми церквами, в которых хранится вероучение Церкви. Они дышат духом Истины. К ним прибегают те, кто хочет спастись.

        Самые главные усилия раскольнической пропаганды направлены сегодня на то, чтобы посеять в душах православных подозрительность и недоверие к пастырям Церкви. И вот сначала поддавшийся ей человек попадает в так называемую группу риска: хоть он вроде еще в церкви, но уже заражен раскольническим духом. А следующий шаг — отпадение в раскол.

        Такая пропаганда наиболее успешно воздействует на тех, кто мало знает учение о Церкви и пастырстве ее, кто в сердце своем допускает некоторое сомнение или пренебрежение к духовенству.

      «Се Я с вами во все дни до скончания века» (Мф. 28: 20), — говорит Господь Своим ученикам. И если сомнение войдет в сердце и появится небрежение к священнику Божию, нужно вспомнить, что когда ты подошел к священнику, принимая его как своего пастыря, ты приблизился ко Христу и почтил Христа. А если ты принял Христа, то через Него ты принял и Отца, и Духа Святого. Ибо Христос сказал: «Принимающий вас Меня принимает; принимающий же Меня принимает Пославшего Меня» (Ин. 13: 20).

        Но если человек пренебрегает священником, не оказывая ему должного почтения, этим он отвергает Самого Христа, ибо написано: «И сказал Господь Самуилу: …не тебя они отвергли, но отвергли Меня» (1 Цар. 8:7).

—     Цель Православных Церквей — в единстве. А в чем конкретно оно заключается, православное единство?

— Прежде всего — в прославлении Бога. Как Христос принял нас к славе Божией, так и мы принимаем друг друга и правила, установленные Церковью, к Его славе.

        Всегда, при любой ситуации нам следует стараться «сохранять единство духа в союзе мира» (Еф. 4:3). Источник единства — Сам Господь. Мы призваны сохранять единство, и мы можем разрушить его, но мы не способны его создать.

        Когда Божий народ не живет в согласии, он идет против Господа, ослабляет Его Церковь и, что хуже всего, огорчает и посрамляет Того, Кто искупил нас всех от вечной смерти, приняв Крестную смерть ради того, чтобы сделать нас едиными в Нем.

        Поэтому будем все молиться и просить Господа, чтобы Всеправославный Собор стал не камнем преткновения, а великой созидательной силой, способной умиротворить, объединить всех нас, грешных и сомневающихся, в Единой, Святой, Апостольской Церкви, утвердив в чистоте веры.

— Спаси, Господи, Владыко, за беседу. И дай Бог мудрости и верности Истине всем участникам Всеправославного Собора.

 

С архиепископом Новогрудским и Слонимским ГУРИЕМ

беседовал протоиерей Вадим КУЗЬМИЧ,

г. Новогрудок 

 

30.05.2016