Интервью: Чего нам ожидать и чего опасаться от Всеправославного Собора?

       250Как известно, в июне в Греции состоится Восьмой Всеправославный Собор. И чем он ближе, тем больше разных толкований возникает. Появляются статьи, в том числе и в интернете, что это будет антихристов собор, на нем православные подпишут унию с католиками, откажутся от своего календаря, отменят посты. Даже среди верующих слышны голоса, что на Соборе будут приняты решения, противоречащие Преданию и Традиции. Реальны ли эти опасения? Об этом наша беседа с Правящим Архиереем, ректором Минской Духовной Семинарии архиепископом Новогрудским и Слонимским ГУРИЕМ.

 

— Так чего же ожидать нам, Ваше Высокопреосвященство, от столь значительного события и чего опасаться?

— Оснований считать, что на Соборе будут приняты решения, противоречащие Преданию и Традиции, пока нет. Предстоятели всех Православных Церквей, епископат и духовенство отстаивают ценности христианской веры и нравственности, несмотря на все попытки противника, против которого наша брань, привнести в Церковь иное, чему учил Пастыреначальник Христос и Апостолы.

        Поражает другое — некая революционная воинственность отдельных христиан. В интернете вдруг появившиеся активисты стали собирать подписи против проведения Собора, объявляя еретиком каждого, кто не разделяет их позицию. Предстоятель Русской Православной Церкви и весь епископат подвергаются неуемной критике, обличениям в неверности Христу. Эти люди непоколебимы в своих убеждениях и чувствуют правыми только себя.

        А между тем хочется напомнить, что 55-е Апостольское правило никто не отменял. Оно гласит: «Аще кто из клира досадит епископу: да будет извержен». Если столь строгому приговору священного Апостольского правила подлежит досадивший любому епископу, то тем более подпадают под него бросающие необоснованные обвинения Святейшему Патриарху, епископату и духовенству всей Поместной Русской Православной Церкви. 

        Церковная иерархия основана на послушании и признании того, что всякая власть — от Бога: «Несть бо власть аще не от Бога, сущия же власти от Бога учинены суть» (Рим. 13:1). Нарушать эту иерархию — значит, идти против Бога, Который ее утвердил, против установлений Церкви.

        Для человека, являющегося чадом Русской Православной Церкви, пренебрежительно-неуважительное отношение к Священноначалию и Первоиерарху, который имеет данный ему Богом в Таинстве Хиротонии священный сан, ставит на грань непризнания Божественной Благодати и хулы на Духа Святого.

—     Похоже, Владыко, что люди впадают в эсхатологическую панику и кричат «Волки! Волки!», когда волков еще нет. Некоторые ссылаются на высказывания святых отцов о последних временах, будучи убеждены, что таковые уже наступили.

—     Церковной истории известны печальные случаи, когда ошибочно возвещали о приходе антихриста не только сектанты, но и православные, причем люди духовные и даже святые.

        Священномученик Ириней Лионский утверждал, например, что мир окончится с завершением шестой тысячи лет, а 6000 год от сотворения мира ожидался в 492 году новой эры. Блаженный Августин считал так же. Как видим, еще первые христиане полагали, будто уже недалек предел земной истории.

        Так, кстати, считал и известный христианский богослов и церковный деятель священномученик Ипполит Римский. Священномученик же Киприан был убежден, что мир третьего столетия разрушается на глазах и «находится уже в расслаблении и при конце».

        И даже святителю Иоанну Златоусту в 389 году представлялось, что с наступлением 400 года мир вступит в последний этап своего разрушения. «Немного уже остается времени до конца; мир уже стремится к концу. Это показывают брани, скорби, землетрясения, охлаждение любви», — писал святой.

        В те же годы (вторая половина IV века) святитель Мартин Турский говорил: «Несомненно, что антихрист, зачатый злым духом, уже родился, находится в отроческом возрасте и, как только возмужает, захватит власть». Так что в таком непростом вопросе даже святые угодники, которые имели великие дары от Бога, ошибались в своих предположениях. Что уж тогда нам, грешным, говорить? Времена и сроки известны только Богу и не нужно теряться в предположениях.

— Те, кто себя ставит выше Церкви, любят ссылаться на святителя Марка Эфесского, великого защитника Православия, в его борьбе с попытками навязать нам унию с католиками. Не напоминает ли Вам, Ваше Высокопреосвященство, нынешний ажиотаж ситуацию времен святителя Марка перед Ферраро-Флорентийским Собором?

— Если бы святитель Марк мыслил, как нынешние «борцы за чистоту Православия», он разорвал бы общение с проуниатами еще прежде Собора. Однако он все претерпел до конца и свидетельствовал об истине только на Соборе.

        Это уже после него он составлял огненные обличительные речи против принявших унию и призывал паству сторониться откровенных униатов. Но тогда святитель Марк действительно имел для этого основания, ибо исповедание ереси поддержавшими унию было уже очевидным: их подписи стояли под филиокве, и это послужило достаточно серьезным поводом для прекращения общения.

        Мы же вместо того, чтобы преждевременно возмущаться и всех обличать, сначала должны посмотреть, какие решения будут приняты на Всеправославном Соборе, а не малодушно покидать церковный корабль, опасаясь шторма и даже не будучи уверены в том, что он наступит.

        По примеру святителя Марка Эфесского, свидетельствуя о Православии и Истине, нельзя забывать о немощных и неосведомленных братьях и сестрах, каковых немало. Нельзя смущать их умы и сердца, чтобы диавол не рассеял нас, как пшеницу.

        Церковь есть столп и утверждение Истины, и тот, кто не признает ее догматов, а, полагаясь на свое разумение, дерзает поучать, уже не может считаться ее членом. Такой христианин пребывает в заблуждении и, как овца, отбившаяся от стада, неизбежно попадет в сети диавола, который, как мы знаем, всегда действует в мире.

— Ваше Высокопреосвященство, игумен Амвросий (Тарасюк), насельник Зосимо-Савватиевского Кракотского монастыря нашей епархии, также оказался в числе «борителей» и увлек за собой некоторых своих чад…

— Отец Амвросий, обратившись ко мне как Правящему Археирею, настоятельно просил возвысить голос в защиту Православия. Он отказался поминать на Богослужениях Святейшего Патриарха, а заключение последнего Архиерейского собора назвал не иначе как лукавством. «ВКонтакте» он высказал несогласие с позицией Церкви, подкрепив свое суждение подписью некоторых духовных чад.

        Я беседовал с отцом Амвросием, говорил о его заблуждениях, но, к сожалению, он меня не услышал, оставив за собой право единолично вершить Церковный суд.

        Конечно, для монаха это дерзкий поступок — обличить в лукавстве весь Архиерейский собор, не считаться с мнением и Афонских старцев… Мы можем только молиться, чтобы Господь вразумил его. А пока дело передано на рассмотрение церковного суда епархии.

        Всем же, кто душу питает разными домыслами и полагается на собственное суждение в церковных вопросах, я очень рекомендовал бы найти в интернете и послушать проповедь Святейшего Патриарха Кирилла в праздник Торжества Православия 20 марта нынешнего года. Думаю, многие задумаются и пересмотрят свои беспочвенные подозрения.

        Священномученик Вениамин, митрополит Петроградский, в годы жестоких революционных испытаний писал: «Сейчас время свидетельства о Христе в самом разгаре! Зато и утешение Богом нам уготовано бесконечное. Я полон радости и тишины. Христос во всякое время — наша Жизнь, Свет и Покой, рядом с Ним всегда и везде хорошо. А за благо Церкви я не беспокоюсь».

        Не будем и мы смущаться разными предположениями, а уступим лучше место благодати Божией, помня, что все от Господа приходит с тихостью и кротостью, а не с агрессией и революционными порывами. Не воевать, отстаивая свое мнение, а свидетельствовать о Христе — вот что богоугоднее.

        А для тех, кто сверх меры озабочен еще не принятыми решениями Всеправославного Собора, думаю, актуальными являются слова Святейшего Патриарха Пимена: «Если будет на предстоящем Восьмом Вселенском Соборе что-либо несогласное с Семью предшествующими Вселенскими Соборами, мы вправе его постановления не принять».

        Предубеждение же против Священноначалия становится препятствием на пути к храму, к тому, чтобы обрести душевный мир, гармонию и порядок, столь необходимые нам сегодня.

        Церковь в непрерывном преемстве своих епископов сохраняет догматические истины в неповрежденном виде. И от всех нас сегодня требуется подвиг трезвения поста, глубокого покаяния и сугубой молитвы в канун грядущего Всеправославного Собора, дабы Господь укрепил в истине, любви к Богу, стойкости в вере и благочестии.

—     Спаси, Господи, Ваше Высокопреосвященство, за душеполезную беседу.

С архиепископом Новогрудским и Слонимским ГУРИЕМ

беседовал протоиерей Вадим КУЗЬМИЧ,

г. Новогрудок

29.03.2016