«Мы никогда не должны называть униатов самостоятельной церковью…»

Профессор Антоний Миронович, доктор исторических наук (г. Белосток, Польша). «Мы никогда не должны называть униатов самостоятельной церковью…»

В 2012 году темой Международных Свято-Михайловских чтений в столице Беларуси стали вопросы сопротивления народа Беларуси униатской экспансии в 17 веке, а также изучение последствий Брестской унии и упразднения унии на Полоцком соборе 1839 года.

Международные Свято-Михайловские чтения в Минске не ограничились темой сопротивления народа Белой Руси униатской и католической экспансии в старые времена. Уния – трагический опыт в истории белорусского народа, осмысление которого может предостеречь в будущем от ошибок прошлого. Но есть горячие головы, которые уже в наше время пытаются реанимировать униатский проект в Беларуси, навязать идею «национальной» религии. Реализация такого проекта может только разрушить национальное самосознание, вызовет глубочайший раскол в обществе – считает архиепископ Полоцкий Феодосий.

Феодосий, архиепископ Полоцкий и Глубокский: Тот, кто претендует на то, чтобы быть у истоков наше нации, имеет цель политическую. Если нация потеряет самосознание, свой духовный стержень, то последствия не предсказуемы. Поэтому мы должны на всех уровнях говорить о том, что является основой нашего государства, нашей культуры и нации

То, что реанимация униатского проекта в масштабах страны разрушит хрупкий конфессиональный мир и, как следствие, вызовет кровь, показывают события на Западной Украине. Уния уже дала Галиции «национальную» идею, суть которой в ненависти к Православию – говорит архиепископ Августин, ныне Белоцерковский и Богуславский. Ранее владыка 20 лет занимал Львовскую кафедру и со знанием говорит об онтологических причинах этой ненависти, свидетелем которой он не раз являлся.

Августин, архиепископ Белоцерковский и Богуславский Украинской Православной Церкви Московского Патриархата: Понимаете, мы с римо-католиками не выясняем отношения, мы не оправдываемся друг перед другом и ничего друг другу не доказываем. А униаты вынуждены постоянно что-то доказывать: кто они, откуда, какая у них вера, какой обряд… Этот комплекс какой-то вины, я бы сказал неполноценности, создаёт у них на подсознательном уровне неприятие Православия. К сожалению, даже среди образованных людей, среди интеллигенции есть люди, которые видят в Унии благо. Но это прямой путь к разрушению традиций.

Украинские докладчики Свято-Михайловских чтений рассказали об аспектах современного распространения униатских приходов в Центральной и Восточной Украине – где униаты на публике называют себя православными, умалчивая о догматических различиях конфессий. Такой прозелитизм может быть успешным в нашу эпоху духовного релятивизма – отмечают докладчики из Польши.

Антоний Миронович, доктор исторических наук (Польша): Самое главное – дать понять нашим верующим, что стоит за названием «уния». Второе, мы никогда не должны называть униатов самостоятельной церковью. Они никогда не были самостоятельными и не будут. Они являются частью Римо-католической Церкви и принимают её догматы. Нельзя называть их православными, хотя они часто себя так позиционируют. Говорите им прямо: «Вы не православные, вы католики, потому что вы являетесь членами Римо-католической церкви».

Остается только надеяться на порядочность католической стороны, которая неоднократно сама признавала, что уния не ведет к единству Церквей. А если так, то ее нынешнее распространение в регионах Украины, и попытка актуализации в Беларуси является не духовным проектом, а очередным крестовым походом.

Августин, архиепископ Белоцерковский и Богуславский Украинской Православной Церкви Московского Патриархата: Даже Католическая Церковь, Ватикан заявляет о том, что Уния — это не путь к единству и не модель поиска утерянного единства христианского Востока и Запада. Однако она существует, и с этим надо считаться. Никто не призывает к её ликвидации. Пусть люди как определились, как настроились, пусть так и молятся. Но только неумный человек, недальновидный, или руководствующийся какими-то нехристианскими мотивами, может искать путь её расширения, углубления, то есть продолжать процесс, начавшийся после Брестской Унии.

Источник